КОВЕН ВЕРХОВНЫХ ВЕДЬМ
КОВЕН ВЕРХОВНЫХ ВЕДЬМ
КОВЕН ВЕРХОВНЫХ ВЕДЬМ
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.


Магия и эзотерика. Профессиональные услуги. Обучение магии.
 
ФорумФорум  ПорталПортал  Последние изображенияПоследние изображения  О нашем форуме  Наши Акции  Отзывы  ПоискПоиск  РегистрацияРегистрация  Наш КаналНаш Канал  ВходВход  
УВАЖАЕМЫЕ УЧАСТНИКИ И ГОСТИ НАШЕГО ПРОЕКТА! НАШ ПРОЕКТ ПРИГЛАШАЕТ ЖЕЛАЮЩИХ НА ОБУЧЕНИЕ В ШКОЛЫ, МАСТЕР-КЛАССЫ, СЕМИНАРЫ. ТАКЖЕ НА НАШЕМ ПРОЕКТЕ НА ПОСТОЯННОЙ ОСНОВЕ ВЕДУТ ПРИЁМЫ И КОНСУЛЬТАЦИИ ПРАКТИКУЮЩИЕ МАСТЕРА.
Последние темы
» Можно ли взять на себя карму другого человека?
Монастырские снадобья EmptyСб Янв 27 2024, 15:08 автор Марго

» Никанор
Монастырские снадобья EmptyСб Янв 27 2024, 15:07 автор Марго

» Нестор
Монастырские снадобья EmptyСб Янв 27 2024, 15:06 автор Марго

» Наум
Монастырские снадобья EmptyСб Янв 27 2024, 15:05 автор Марго

» Натан
Монастырские снадобья EmptyСб Янв 27 2024, 15:04 автор Марго

» Наиль
Монастырские снадобья EmptyСб Янв 27 2024, 15:03 автор Марго

» Назарий
Монастырские снадобья EmptyСб Янв 27 2024, 15:02 автор Марго

» Назар
Монастырские снадобья EmptyСб Янв 27 2024, 15:01 автор Марго

» Муслим
Монастырские снадобья EmptyСб Янв 27 2024, 15:00 автор Марго

» Мурат (Мурад)
Монастырские снадобья EmptyСб Янв 27 2024, 14:59 автор Марго

» Мстислав
Монастырские снадобья EmptyСб Янв 27 2024, 14:57 автор Марго

» Моисей
Монастырские снадобья EmptyСб Янв 27 2024, 14:55 автор Марго

» Модест
Монастырские снадобья EmptyСб Янв 27 2024, 14:54 автор Марго

» Оракул Полной Луны
Монастырские снадобья EmptyЧт Янв 25 2024, 19:03 автор Марго

» Если против вас направлена чужая месть или несправедливая обида
Монастырские снадобья EmptyВт Янв 23 2024, 16:35 автор Марго

Кто сейчас на форуме
Сейчас посетителей на форуме: 20, из них зарегистрированных: 0, скрытых: 0 и гостей: 20

Нет

Больше всего посетителей (205) здесь было Пн Фев 12 2018, 13:24
Мы в Контакте

Наш Канал На YouTube


Наш Канал На YouTube


 

 Монастырские снадобья

Перейти вниз 
АвторСообщение
Марго
Ведьма
Марго


Сообщения : 37661
Дата регистрации : 2013-05-31
Откуда : Из леса, где много диких партизан..

Монастырские снадобья Empty
СообщениеТема: Монастырские снадобья   Монастырские снадобья EmptyВс Июл 21 2019, 17:04

Этим рецептом пользовались в Соловецком
монастыре и православных монастырях Киевской Руси. Если пить такой чай
регулярно, то к врачу обращаться не придется. Он лечит многие недуги,
очищает и питает весь организм. Благодаря такому целебному чаю исчезает
малокровие, повышается иммунитет.
-Берем по 0,5 стакана плодов
шиповника и корней девясила, заливаем все это 5 л кипятка. Кипятим на
слабом огне 3 часа и добавляем по 1 ст. ложке зверобоя, боярышника,
душицы, 1 ч. ложку корней шиповника и 2 ч. ложки чая. Кипятим еще 1 час
на слабом огне. Пить отвар можно без нормы, как обычный чай.
А
лавровым листом монахи Киево-Печерской лавры лечили остеохондроз,
подагру, ревматический артрит и паралич. Лист лавровый – лекарь
уникальный! До наших дней сохранились 2 способа его применения.
-Лавровое
масло. Залить стаканом оливкового масла столовую ложку мелко нарезанных
лавровых листьев и настаивать 15 дней в теплом месте. Лучше всего
втирать масло в больные места на ночь, а потом тепло укутаться.
-Настой.
Взять 1 ч. ложку измельченных листьев и залить 1,5 стаканами кипятка.
Настаивать в термосе 4 часа, процедить. Выпить эту дозу маленькими
глотками в течение 12 часов. Курс лечения 4 дня.


Приготовить
сбор: корень валерианы, трава пустырника, цветки лаванды, плоды
фенхеля, плоды тмина. Всего взять по 3 ст. ложки, измельчить, смешать.
Столовую ложку сбора залить стаканом кипятка, настоять 1 час, процедить.
Пить по 1 ст. ложке 3 раза в день перед едой при сердцебиении и
сердечных неврозах.

Приготовить сбор: цветки арники горной — 20
г. цветки бузины черной —20 г. листья розмарина —30 г. Все смешать,
измельчить. Столовую ложку сбора залить 300 мл кипятка, настоять 1 час,
процедить. Пить по 1 ст. ложке 3 раза в день при дистрофии миокарда.

При атеросклерозе можно готовить следующие сборы:

Трава руты, плоды тмина — по 2 ст. ложки; листья барвинка, плоды амми
зубной — по 4 ст. ложки, корень валерианы — 3 ст. ложки, цветки
боярышника — 3 ст. ложки, трава омелы белой — 6 ст. ложек. Все
измельчить, смешать. Столовую ложку сбора залить 300 мл кипятка,
кипятить на водяной бане 15 минут, остудить при комнатной температуре в
течение часа, процедить. Пить по 1 ст. ложке 3 раза в день перед едой.

Трава тимьяна —30 г. трава руты —30 г. листья мелиссы — 40 г. Приготовление и применение, как в предыдущем рецепте.

Листья мелиссы — 20 г. цветки ландыша —10 г. трава руты — 30 г. трава
лапчатки гусиной — 30 г. Приготовление и применение, см. выше.


Трава омелы белой — 4 ст. ложки, трава тысячелистника — 4 ст. ложки,
трава цистозиры — 6 ст. ложек, трава фукуса — 6 ст. ложек. Все смешать,
измельчить. Столовую ложку сбора залить 300 мл кипятка, настоять 2 часа,
процедить. Пить по 1 ст. ложке 3 раза в день за 30 минут до еды при
атеросклерозе, сопровождающемся ожирением.

При гипертонической болезни можно приготовить следующие сборы:

Листья мяты перечной — 6 ст. ложек, корни валерианы — 6 ст. ложек,
цветки ромашки аптечной — 8 ст. ложек, листья вахты — 8 ст. ложек, плоды
тмина —10 ст. ложек,

3 ст. ложки сбора залить 500 мл кипятка, настоять ночь в теплом месте, процедить. Пить по 0,5 стакана 3 раза в день.

Травадушицы, цветки липы, плоды малины, листья подорожника, листья
мать-и-мачехи, листья березы, плоды мордовника, корень солодки. Всего
взять по 1 ст. ложке, смешать, измельчить. 2 ст. ложки сбора залить 500
мл кипятка, кипятить на водяной бане 15 минут, настоять ночь в теплом
месте. Процедить и пить по 1 ст. ложке 3-4 раза в день перед едой.

Листья мелиссы, корни валерианы — по 4 ст. ложки, шишки хмеля — 1 ст.
ложка. 2 ч. ложки сбора залить стаканом кипятка, настоять 6 часов в
теплом месте, процедить. Принимать no 1 ст. ложке 3 раза в день перед
едой.

Цветки клевера лугового. Столовую ложку сухих цветков
залить 300 мл воды, настоять 1 час, процедить. Пить по 100 мл 3 раза в
день.

Цветки боярышника, плоды боярышника, трава омелы белой,
головка чеснока, трава хвоща полевого — по 3 ст. ложки, цветки арники — 1
ст. ложка. Все смешать, измельчить. Столовую ложку смеси залить 300 мл
кипятка, настоять 1 час, процедить. Пить по 1/3 стакана 3 раза в день
перед едой.

Трава василистника, плоды шиповника, плоды и цветки
боярышника, трава сушеницы, трава пустырника. Всего взять по 1 ст.
ложке, измельчить, смешать. Залить сбор 500 мл кипятка, настоять 8
часов, процедить. Выпить в течение дня.

При гипотонии монастырские травники рекомендуют:

Трава эфедры —2 ст. ложки, листья каштана конского —2 ст. ложки, плоды
боярышника —2 ст. ложки. Все смешать, измельчить. Столовую ложку смеси
залить 300 мл кипятка, настоять 1 час, процедить. Пить по 1 ст. ложке
3-4 раза в день.

Корневище аралии, корневище левзеи, плоды
шиповника, плоды боярышника — по 3 ст. ложки, трава череды, цветки
календулы, листья подорожника, плоды рябины черноплодной — по 2 ст.
ложки. 3 ст. ложки сбора залить 500 мл кипятка. Настоять в термосе ночь,
процедить. Пить по 150 мл 3 раза в день.

При варикозном
расширении вен рекомендуется принимать следующий состав: трава
тысячелистника, трава горца птичьего, листья руты — по 3 ст. ложки;
трава ивы козьей — 5 ст. ложек, кора каштана конского —2 ст. ложки. Все
смешать, измельчить. Столовую ложку смеси залить стаканом кипятка,
настоять в термосе 6 часов, процедить. Принимать 3 раза в день по 200
мл.



Применение трав в монастырской медицине

Традиции
лечения на Руси уходят своими корнями в глубокую древность.
Представления о жизни в эпоху Древнерусского государства складывались из
летописей и данных археологических раскопок. Более ранняя история Руси
представлена в славянских былинах, сказаниях, в рукописях чужеземных
путешественников, например Геродота, историка и философа, описывавшего
места, «достойные внимания ученого».

Медицина языческой Руси
воплощалась в магии волхвов, обладавших тайными знаниями, какими не
могли владеть обыкновенные люди в Древнерусском государстве. Уединенно
проживая в лесах, волхвы изучали целебные силы природы и применяли их на
пользу человеку. Они были единственным сословием, обладавшим хоть
какими-то приемами врачевания. В древней литературе под словом «волхвы»
подразумевались приверженцы всего таинственного и непостижимого:
служители дохристианских культов, знахари, ведуны, ведьмы, восточные
мудрецы и звездочеты. Действия волхвов представляли собой магические
способы врачевания, различные по степени «мудрости»: от простого
невежественного знахарства до почти научных способов излечения. И вот
уже воображение рисует нам глубокого старца с длинной седой бородой,
склонившегося над больным, подобно вещему Финну из поэмы Л. С. Пушкина
«Руслан и Людмила»:

…В той долине два ключа,
Один течет водой живою,
По камням весело журча,
Тот льется мертвою водою…
С двумя кувшинами пустыми
Предстал отшельник перед ними;
Прервали духи дивный сон
И удалились, страха полны.
Склонившись, погружает он
Сосуды в девственные волны;
Наполнил, в воздухе пропал
И очутился в два мгновенья
В долине, где Руслан лежал
В крови, безгласный, без движенья;
И стал над рыцарем старик,
И вспрыснул мертвою водою,
И засияли раны вмиг,
И труп чудесной красотою
Процвел; тогда водой живою
Героя старец окропил,
И бодрый, полный новых сил,
Встает Руслан…


Сказания
о фантастических живой и мертвой водах, так часто упоминающиеся в
русских сказаниях, основывались на знаниях о целебной силе вполне
реальной минеральной воды. Столь привычный для современного человека
«Нарзан» в древности называли «богатырь-питьем» или кислой водой.
Знахари рекомендовали его для укрепления здоровья после тяжкого недуга
или советовали пить людям слабого телосложения.

Согласно былинам
волхвы исцелили легендарного Илью Муромца, просидевшего на печи 30 лет и
3 года, дав ему испить «чарочку питьеца медвяного», благодаря чему
молодец смог вернуть себе богатырскую силу. Напитки на основе меда
являлись основным лекарственным средством русских знахарей. Горячая
смесь меда с кобыльим молоком излечивала простуду. Подобным свойством
наделялись панты оленя и рыбья печень, как известно, обладающая большим
количеством витамина А. Сырой печенью языческие знахари успешно
излечивали куриную слепоту. Страдающие этим заболеванием нормально видят
днем, теряя остроту зрения в сумерках. Ночью больные ничего не
различают и совершенно беспомощны, а позднее возникает нагноение и
навсегда повреждается роговица глаза. Болезнь была известна еще в
Древнем Египте, упоминалась в Гиппократовом сборнике, где в качестве
лекарства рекомендовалось съедать бычью печень с медом.

Волхвы
оказывали помощь каждому, кто к ним обращался, не требуя платы за труд.
Однако если простому человеку обычно требовалось избавление от хвори, то
князья чаще интересовались гаданьем. Волхвы знали целебную силу медного
купороса, серебра, скипидара, селитры, мышьяка, ртути, сурьмы, уксуса.

Государственность
России начала складываться в конце IX в., когда князь Олег Рюрикович
захватил Киев, сделав его столицей объединенных княжеств Черной и Белой
Руси. Древняя, исконная Черная Русь с центром в Ладоге и Новгороде
располагалась на северо-западных территориях, в бассейне Верхнего
Немана. Проживавшие на этих землях племена приильменских словен,
вятичей, древлян издавна поклонялись языческим богам.

Белой Русью
условно назывались княжества Приднепровья во главе с Киевом. Здесь
соблюдались византийские традиции с пышными обрядами, развитым
богословием, с высокой грамотностью и книжной культурой. Древнерусские
князья торговали с государствами Северной Европы, Кавказа, Средней Азией
и Византией, направляя караваны «из варяг в греки» – так назывался путь
у берегов Балтийского (Варяжского) моря, доходивших до Крыма.

В
988–989 гг. Древнерусское государство вступило в период расцвета и во
многом благодаря утверждению христианства в качестве единой
государственной религии. Крещение Руси произошло по воле великого князя
Киевского Владимира I Святославовича, в крещении названого Василием.
Канонизированный после смерти, до крещения он был ярым идолопоклонником и
«женолюбцем».

Согласно летописям Владимир имел 5 жен и более 800
наложниц. После крещения он предстал перед народом в образе скромного,
благонравного христианина. Идея принятия новой веры пришла к русскому
князю после общения с послами – миссионерами различных вероисповеданий:
болгарами-магометанами, хазарскими евреями, посланцами папы римского. Но
только «грек-философ» сумел зажечь во Владимире «искру христианства».
По совету бояр в Византию отправилось посольство с целью испытания
выбранной религии. В следующем году Владимир окрестился вначале сам, а
затем приказал разрушить в столице все языческие идолы и окрестил
киевлян.

Первыми приняли новую веру жители Новгорода, Ростова
Суздаля, Белоозера, Пскова, Полоцка, где быстрыми темпами развивались
ремесла, торговля, создавались памятники письменности и архитектуры.
Благодаря поддержке князей монастыри становятся не только
сосредоточением религиозного культа и культуры, но и центрами накопления
знаний.

По свидетельству летописцев, Ярослав Мyдpый свободно
говорил на 5 языках, книги «читал часто и в ночи и дне». По воле князя
на русский язык переводились греческие трактаты, составившие знаменитую
библиотеку храма Софии Киевской. Его внучка Янка Всеволодовна в 1086 г.
учредила женскую школу при Андреевском монастыре.

Греческая
культура проникала на Русь через давние связи с Болгарией, откуда
присылались античные манускрипты. На славянский язык древние тексты
переводили монастырские летописцы. Трудами монахов-переводчиков
сохранились все известные знания в различных областях культуры того
времени, в том числе книги по медицине.

До нашего времени
сохранился древнейший вариант первой русской летописи «Повесть временных
лет», над созданием которой трудились несколько поколений летописцев.
Книгу начал писать игумен Киево-Печерской лавры Никон. Позже над ней
работал игумен Михайловского Выдубецкого монастыря Сильвестр, в
правление Владимира Мономаха назначенный епископом Переславля. Другой
составитель «Повести временных лет», монах Киево-Печерского монастыря
Нестор, считается одним из крупнейших историков Средневековья.

Подобно
всякой монотеистической религии, христианство не отличалось терпимостью
к язычникам. Волховство считалось преступным деянием, а знахари жестоко
преследовались, поэтому с развитием христианства лесных чародеев
сменили народные врачеватели, именовавшиеся тогда лечцами. Передавая
свои знания от отца к сыну, они строго берегли тайну врачевания внутри
«семейных школ». Почти не интересуясь здоровьем своего народа, русские
князья все же пытались регулировать общественные отношения. В «Русской
правде» содержались краткие положения, касавшиеся оплаты труда лечцов.
Если человек получил увечье в драке, то обидчику вменялось выплатить 3
гривны пострадавшему и лечебное вознаграждение любому, кто возьмется
лечить рану.



С
введением законодательства на Руси сложилось сословие вольных врачей,
лечивших князей и бояр за солидную плату. Например, в летописи Кирилла
Туровского рассказывалось о лечце-армянине, практиковавшем в конце XI в.
Будучи «зело хитрым во врачевании, яко прежде не было таково»,
восточный медик ставил диагноз в соответствии с пульсом, обращал
внимание на внешность пациента. Видимо, он успешно справлялся с
недугами, если удостоился быть приглашенным к князьям Всеволоду
Ярославовичу и Владимиру Мономаху. Придворный лекарь черниговского князя
Николая Давыдова так же завоевал славу «зело искусного во врачевании».
Судя по прозвищу, Петр Сириянин прибыл на Русь с Ближнего Востока.
Несмотря на то что приемы частных врачевателей исходили из традиций
народной медицины, придворные лекари держались независимо от знахарей,
также не признавали монастырских лечцов.

На Руси врачеванием
занимались не только мужчины. Женщины профессионально ухаживали за
лежачими больными, изготавливали лекарства из трав, умели делать массаж и
вправлять вывихи. Народное сказание об Илье Муромце представляло некую
Марину в качестве личного врача богатыря. В Новгородской переписи 1583
г. можно найти упоминание о «Натальице Клементьевской жене лекарице»,
входившей в число 6 прославленных городских лекарей. В «Повести о Петре и
Февронии Муромских» (XV в.) иносказательно описана реальная история,
произошедшая с князем Давидом Муромским и его супругой Ефросиньей.
«Зарубив мечом змея, Петр обрызгался змеиной кровью и занедужил тяжкой
хворью. И пошел князь в Рязанскую землю, искать исцеления у девицы
Февроньи, дочери древолаза…». Девушка вылечила занедужившего князя медом
диких пчел, но по возвращении домой болезнь вновь стала преследовать
его. Тогда Петр Муромский решил жениться на прекрасной целительнице,
дабы стать счастливым и никогда не болеть.

В старинных русских
травниках часто упоминались иноземные рецепты и методики лечения, в том
числе и техника исполнения хирургических процедур.

Несмотря на
территориальную отдаленность, Русь издавна поддерживала торговые
отношения с Индией. Вместе с товаром купцы привозили на родину
уникальные рукописи.

Рассказы знаменитых путешественников также
отражены в монастырских лечебниках. Например, заметки медицинского
характера содержатся в книге «Хождение за три моря» (1472 г.),
написанной Афанасием Никитиным.

«Книга, глаголемая прохладный
ветроград, избранная из многих мудрецов о различных врачевских вещах, ко
здравию человеческому предстоящих» (1534 г.) представляла собой
переводной немецкий лечебник. Благодаря прекрасному изложению книга
имела успех и пережила многократные переиздания, а русские лекари узнали
о «садах здоровья», уже давно популярных в Европе. Первый ветроград
появился под западной стеной Московского Кремля в качестве государевых
аптекарских огородов, на месте, где в настоящее время располагается
Александровский сад. В 1657 г. вследствие значительного расширения
огород перенесли за Мясницкие ворота. После того лекарственные сады
произрастали уже во всех концах Москвы. Один из них стал основой
столичного Ботанического сада. При огородах устраивались аптекарские
избы, где изготовлялись пластыри, мази, сиропы, поступавшие в продажу
уже в готовом виде.


В монастырях занимались не только
переводами медицинских трактатов, но и оказывали помощь страждущим,
причем не только молитвами. Первый монастырский приют, устроенный при
Киево-Печерской лавре, начал принимать больных только в XI столетии. Эти
сведения – о больнице, монастыре и его обитателях – отражены в
Киево-Печерской патерике XII в. Самый древний русский монастырь
располагался за пределами Киева, недалеко от пещер (древнерус. –
печеры), где первоначально жили монахи. Служители лавры считали заботу о
больных своим долгом, исполняя его с большим усердием. Отдельные кельи
предназначались для тяжелобольных, за которыми братья ухаживали
круглосуточно. Люди, страдавшие заразными, кожными и психическими
заболеваниями, приходили сюда со всей Руси, неизменно получая помощь и
надежду на исцеление. В патерике сообщается о монахах, искусно владевших
различными способами врачевания. «Пречудный лечец» Антоний прибыл в
Киево-Печерскую лавру с Айон-Орос (Афон). Гористый полуостров на
северо-востоке Греции с X в. являлся центром православного монашества.

В
обителях Афона находилось крупнейшее в христианском мире собрание
рукописей и памятников церковного искусства. Лекарь Антоний получил
хорошее врачебное образование в античном духе, а до прибытия в Киев
долго работал в больницах греческих колоний. Он сам ухаживал за
больными, лично приготовлял снадобья, и его пациенты умирали редко.

Преподобный
Алимпий, судя по имени, также пришел на Русь из Палестины. Проклиная
«волхвов и неверных людишек», монах успешно лечил проказу, пользуя
больных мазью собственного изготовления. Один из воспитанников Антония,
монастырский лечец по имени Агапит (ум. 1095 г.), завоевал расположение
киевлян благодаря «безмездной», т. е. бесплатной, врачебной помощи
горожанам. Однажды тяжелобольной Владимир Мономах пригласил к себе
Агапита, но тот отказался покинуть обитель и прислал владыке свое
«зелье». Снадобье быстро помогло, и вылечившийся князь отослал в
монастырь богатые дары. Однако лекарь не принял подношений, посоветовав
отдать княжеские подарки бедным мирянам. «И услышали в городе, –
отмечено в патерике, – что в монастыре есть некто лечец, и многие
больные приходили к нему и выздоравливали».

Начиная с XII в.
монастырским лекарям вменялось соблюдать врачебную мораль. Например,
врачу предписывались добросердечие, гуманность, самопожертвование,
внимательность ко всем обратившимся за помощью. Он не мог отказаться от
личного участия в процессе исцеления, порой выполняя самую грязную
работу. Клятва Гиппократа требовала от медика терпимости к
тяжелобольным, чуткости по отношению к «одержимым». Не подлежал
обсуждению вопрос об оплате, тщеславии и заботе о своем благополучии.
Вследствие отрешенности от всего, что касалось собственной личности,
представители монастырской медицины пользовались уважением в народе.
Многих лечцов после смерти канонизировали.

Древнейшим памятником
русской медицинской литературы является «Изборник Святослава», в котором
содержатся медико-гигиенические сведения. «Изборник» был переведен в Х
в. с греческого языка для черниговского князя Святослава Ярославича. В
этой своеобразной медицинской энциклопедии описываются наиболее
распространенные лекарственные средства из растений. Книга включала в
себя отдельные части библейских сказаний, труды богослова Василия
Великого и сочинения известных византийских теологов. Кроме рассуждений о
вере и христианской морали, книга содержала статьи самого составителя,
монаха Иоанна, касавшиеся наиболее распространенных болезней, их лечения
и профилактики. Рассуждая о здоровом питании, автор напутствовал: «силы
в овоще велики», «питье безмерное – бешенство есть». В качестве
гигиенических рекомендаций приводились рассуждения о пользе ежедневных
омовений, о содержании в чистоте одежды и жилища.

Согласно
«Изборнику» русские лекари неплохо знали хирургию, используя ножи,
«точила», ножницы, топоры, щупы, пилки, долота. Искусные
лечцы-резальники умели разрезать живот, ампутировать конечности, удалять
омертвевшие части тела, производить трепанацию. Подобно европейским
медикам, они прижигали раны каленым железом и использовали травяные
мази, вино, золу, березовое вино. При операциях применялся даже наркоз.
Оперируемый усыплялся настоем корня мандрагоры, мака или чарой вина. Все
инструменты обязательно прокалились в огне. Шов производился тонкими
волокнами льна. Иногда нити делали из кишок животных. В полевых условиях
хирурги вынимали осколки стрел с помощью магнитного железняка. В одной
из рукописей описана оригинальная конструкция протеза для нижней
конечности. Примерно в XV в. среди хирургов выделились узкие
специалисты: костоправы, зубоволоки.

В 1130 г. внучкой Владимира
Мономаха Евпраксией был написан трактат «Мази» (слово «мази»
использовано в значении «лекарственные средства»). В этом оригинальном
произведении систематизированы разрозненные медицинские сведения того
времени.

В 1236 г. на Русскую землю вступило огромное войско
монгольского хана Батыя. Едва появившись, светская медицина вернулась в
обители. Из самых известных в ту пору лечебниц выделялась больница
Кирилло-Белозерского монастыря, основанного в 1397 г. и никогда не
подвергавшегося нападению врага. Больных и раненых здесь размещали в
больших и малых палатах, возведенных специально для этой цели.
Рациональные методы лечения монахов основывались на опыте античных
врачей.

В начале XV в. летописец монастыря инок Кирилл
Белозерский закончил перевод комментариев Галена к «Гиппократову
сборнику». В древнерусском варианте сочинение великого римлянина
называлось «Галиново на Иппократа».

Особенностью русской медицины
являлось стратегическое значение монастырских больниц. Во времена
вражеских нашествий раненых размещали за крепкими стенами обителей,
осуществляя поставку медикаментов, лекарств и финансирование персонала
за счет государства. В1635 г. закончилось строительство двухэтажных
больничных палат в Троицко-Сергиевой лавре. Отдельно стоящими кельями,
приспособленными специально для ухода за больными, располагал
Новодевичий монастырь.

Рецепты языческих врачевателей обобщены в
многочисленных травниках и лечебниках, составленных после Крещения Руси
монастырскими переписчиками. До нашего времени сохранилось не более 250
старинных рукописей. Из текстов можно представить разнообразие лекарств,
изготовлявшихся из всего, что предоставляла людям природа.

Например,
для лечения нарушений сна, страхов и тревог использовали розмарин
лесной (багульник болотный), кошачий корень (валериану лекарственную),
крестовник обыкновенный, тутовик лекарственный, страстоцвет мясокрасный,
каменную валериану, марьин корень, чернобыльник, пустырник сердечный,
руту пахучую, синюху лазурную, хмель, золотушную траву.

Напротив,
для повышения умственной и физической работоспособности и улучшения
самочувствия применяли шип-дерево (аралию маньчжурскую), дрок
красильный, заманиху высокую, маралий корень, пихту, золотой корень,
мышатник (пьян-траву), хвойник хвощовый. Для облегчения болей
использовали ежовник безлистный, красавку (сонную одурь), бузину черную,
веронику лекарственную (дубравку), ветреницу лютичную, горичник
болотный, кровохлебку, холодную мяту, переступень белей, подорожник
большой.

От судорог применяли белозор болотный, буквицу
лекарственную, василистник малый, дягиль лекарственный, живокость
высокую, лапчатку гусиную, латук дикий, марьянник дубравный, мелиссу
лекарственную, очиток острый, паслен черный, сердечник луговой, синяк
обыкновенный.

При острых воспалениях желудка и гастритах
использовались следующие травы: алтей лекарственный, анис обыкновенный,
бессмертник песчаный, бузину черную, валериану лекарственную, вереск
обыкновенный, душицу обыкновенную, зверобой продырявленный, тмин
обыкновенный, тысячелистник обыкновенный, аир обыкновенный, алоэ
древовидное, гравилат городской, девясил высокий, лен посевной, облепиху
крушиновидную, ромашку аптечную, чернику обыкновенную, черемуху
обыкновенную, шалфей лекарственный, щавель конский. Также применялась
горечавка желтая, дягиль лекарственный, или дудник, золототысячник
зонтичный, мать-и-мачеха обыкновенная, пижма обыкновенная, полынь
обыкновенная, или чернобыльник, рябина обыкновенная, цикорий
обыкновенный, шиповник коричный, горец птичий, или спорыш, календула
лекарственная, или ноготки, кипрей узколистный, или иван-чай, крушина
ломкая, мята перечная, пустырник обыкновенный, сушеница топяная, таволга
вязолистная, или лабазник, чистотел большой.

Для лечения язвы
желудка применяли одуванчик лекарственный, окопник лекарственный, ольху
черную, или клейкую, осину, хвощ полевой.

От головных болей
(вызванных повышенным артериальным давлением) – астрагал
шерстистоцветковый, барвинок малый, каменную траву (гремячку,
чернокудренник), василистник вонючий, зюзник европейский. морковь
посевную, омелу белую, осоку парвскую, рябину обыкновенную, аронию,
сушеницу топяную, укроп, хохлатку полую.

Для ускорения
ранозаживления применялись борщевик сибирский, гравилат городской,
жабник полевой, капуста, липа мелколистная, лопух большой, осина,
пупавка светло-желтая, рябина белая, сирень, чеснок.

Для снятия
воспалений – дуб обыкновенный, дивина (коровяк высокий), узник (лапчатка
прямостоячая), лен-кудряш, лох узколистный, недорога обыкновенная,
ольха серая, оскорь (тополь черный), очанка лекарственная, мальва
лесная, репешок обыкновенный, кукушкины слезы.

Для лечения кашля
назначались аирный корень, алтей аптечный, анис обыкновенный, копытень
европейский, белокопытник, медуница лекарственная, мыльнянка
лекарственная, первоцвет весенний, росянка круглолистная, солодка голая,
сосна лестная, иван-да-марья (анютины глазки).


Для остановки
кровотечений применяли горец перечный, почечуйную траву, ежевику,
копорский чай (иван-чай), кошачью лапку, крапиву двудомную, зайцегуб
опьяняющий, мытник болотный, подорожник большой. стальник полевой,
тысячелистник обыкновенный, чернокорень лекарственный.

Для
лечения сердечных хворей – горицвет весенний, боярышник кроваво-красный,
гулявник струйчатый, желтушник рассеянный, кирказон ломоносовидный,
ландыш майский, бородач (ласточник обыкновенный), обвойник греческий,
пуховник, бирючина (заячьи глазки).
Вернуться к началу Перейти вниз
https://magic-portal.forum2x2.ru
 
Монастырские снадобья
Вернуться к началу 
Страница 1 из 1
 Похожие темы
-
» Монастырские снадобья
» Монастырские снадобья
» Любовные снадобья цыган
» Лечебные снадобья . Лечение настоями и отварами

Права доступа к этому форуму:Вы не можете отвечать на сообщения
КОВЕН ВЕРХОВНЫХ ВЕДЬМ :: Отечественное мастерство :: Отечественное мастерство :: Сибирское мастерство-
Перейти: