О духах народных сказаний отечественного производства сказано достаточно, но далеко не все. Во-первых, нужно обратить внимание на менее значимых существ, чем домовой или леший, а во-вторых, необходимо упомянуть непосредственно нашего местного черта. Этим и займемся.
«Эх, не зря старик Эйнштейн рвал на пузе тельник,
Мол, заканчивай, братва, атом расщеплять.
Видно знал, что из ядра аккурат в Сочельник
Выйдет нечто, с чем потом нам не совладать»
(Трофим)
В народе считалось, что всевозможные временные и природные изменения, как бы приоткрывается граница между миром людей и духов. Такое время, как зимнее и летнее солнцестояние, святки, где между Рождеством и Крещением происходит смена года (это по новому стилю оба эти праздника приходятся на январь). В такое, можно сказать, нестабильное время и лезет на землю всякая нечисть.
Святочные демоны
шуликуны представлялись в народе в виде маленьких существ в пестрых одеждах и в остроконечных шапках. Известность они получили на Русском Севере. Их еще называют шулюкунами, шилиханами, кулешами и кулешатами. Появляются они только раз в году, - на святках, чтобы людей пугать, да детей в прорубь утаскивать. А в последний день святок, на Крещение, пропадают до следующего года. Происходят они из умерших некрещеными или погубленных родителями детей.
Вылезают они из воды, речной проруби или из болота. На земле они толкутся на перекрестках дорог, подстерегая людей. По некоторым свидетельствам у шуликунов в руках железные крюки, которыми они цепляют людей и утаскивают их в прорубь.
Откуда происходит слово «шуликун» точно неизвестно. Некоторые ученые полагают, что оно связано с тюркским словом «шулюк» (пиявка), другие считают, что оно происходит от татарского «шульган» (злой подводный дух), третьи полагают, что это слово славянского происхождения и связано с древнерусским прилагательным «шуй» (левый), в статье посвященной лешему уже упоминалось, что у славян мир нечистой силы связан с левой стороной.
Шуликуны делают людям и разные мелкие пакости – заманивают пьяных в сугробы, заглядывают в окна и пугают детей. Если шуликунов появляется много, то считается, что год будет несчастливым.
Кроме шуликунов есть и другие специальные святочные демоны:
святке – нечистый дух в облике человека или животного,
святочницы – некрасивые, покрытые волосами духи, появляющиеся на святках в банях и неосвященных домах,
святоша и
святеха - показываются только ряженым, то есть людям, которые на святки наряжаются в звериные шкуры, надевают маски и пр.
Ну, а теперь займемся чертом. Этот гражданин вездесущ, хитер и многолик. Он охотно перенимает на себя функции других демонический персонажей: заманивает человека в непролазную чащу, как леший, топит в воде или болоте, как водяной или болотник. Цель всегда одна – погубить человека. А если удастся заполучить и его бессмертную душу, то тогда у нечистого настоящий праздник. И для этого он готов на все.
Женщине, тоскующей по умершему мужу, он может явиться в его облике. К девушкам на посиделках он приходит в виде красивого парня, угощающего всех пряниками, конфетами и прочими сладостями, которые утром, естественно, превращаются в грязь и мусор. Правда, надо сказать, что у нечистого всегда присутствует какой-нибудь признак, по которому его можно разоблачить. Это могут быть тривиальные копыта вместо человеческих ступней, маленькие рожки, спрятанные в густой шевелюре, или неспособность перекреститься, прочитать молитву или строку из Евангелия. Чертей, как и прочую бесовскую братию, особенно не любят собаки, у которых над глазами есть светлые пятна (в народе говорили, что это вторые глаза, которыми такая собака может видеть демонов) и лошади. То есть самые преданные друзья человека.
Черти окружают человека практически везде. Самого Сатану не зря называют «князем сил воздушных», ибо по поверьям воздух вокруг нас просто кишит демонами. Вспомним, что один из народных способов заключения договора с дьяволом состоит в том, чтобы подписанный кровью договор принести на перекресток дорог, поджечь и подбрасывать его в воздух. Если пергамент останется целым и только немного обгорит - значит, в этот раз не вышло. Но если после нескольких подбрасываний договор сгорит полностью, то можно считать, что мероприятие прошло успешно.
Любимое обличие русского черта – вихрь. Чтобы увидеть его в вихре, нужно нагнувшись посмотреть на него между ног, через рукав рубашки. Говорят, что если кинуть в вихрь освященный нож, то он упадет окровавленным, ранив черта.
Еще одна особенность черта – это способность творить только зло. В отличие от других демонический персонажей он принципиально не способен помочь человеку. За исключением времени действия договора о продаже души. Вот тогда на что-то еще можно рассчитывать. Но особенно радоваться не стоит. Кроме страшной цены, которую придется заплатить по окончании действия соглашения, нужно не забывать, что черт первейший обманщик. Сходил мужик в лавку с чертовым золотом, накупил много товара, а в следующий раз не только получил оглоблей вдоль спины от хозяина лавки (чертово золото на следующее утро, как обычно превратилось в нечистоты), но и слух был пущен такой, что и в окрестностях не только продавать ему вообще перестали, но и разговаривать с ним больше ни кто не хочет. Запьет мужик с горя, а черту только этого и надо. Даже заключивший договор и попользовавшийся услугами нечистого, может раскаяться и разорвать страшный контракт (вспомним предание о Теофиле-экономе). А вот пьяница от раскаянья далек будет, а в лучшем случае и до самоубийства его довести можно.
Еще одна немаловажная функция чертей – это охрана кладов и пресловутого цветка папоротника. Впрочем, чем только они не занимаются: подбивают людей на дурные дела, пугают их, подменяют маленьких детей. Про инкубов и суккубов поговорим позднее, ибо ребята это исключительно западные, но у нас то же самое выполняли именно черти.
Но, как в Европе, так и у нас бедный черт бывает, и обманут, и бит. И в Петербург кузнец на нем ездил, и лошадь почем зря Балда таскать его заставлял, и солдаты, да всякие бывалые люди неоднократно водили его за нос. Вообщем развлекались над несчастным как хотели.
Однако в процентном соотношении черт, несомненно, выигрывает. Гибель даже одной человеческой души не может сравниться со всеми издевательствами над нечистым. Так ему, вобщем-то, и надо.
автор Darek