УВАЖАЕМЫЕ УЧАСТНИКИ И ГОСТИ НАШЕГО ПРОЕКТА! НАШ ПРОЕКТ ПРИГЛАШАЕТ ЖЕЛАЮЩИХ НА ОБУЧЕНИЕ В ШКОЛЫ, МАСТЕР-КЛАССЫ, СЕМИНАРЫ. ТАКЖЕ НА НАШЕМ ПРОЕКТЕ НА ПОСТОЯННОЙ ОСНОВЕ ВЕДУТ ПРИЁМЫ И КОНСУЛЬТАЦИИ ПРАКТИКУЮЩИЕ МАСТЕРА.
Сообщения : 38289 Дата регистрации : 2013-05-31 Откуда : Из леса, где много диких партизан..
Тема: Тотем "Сокол" Пн Авг 17 2020, 18:24
СОКОЛ
I. Мифология Наиболее любимая хищная птица у восточных славян — сокол. Из 80 упоминаний животных в бессмертном памятнике древности «Слове о полку Игореве» сокол упоминается больше всех других животных — 18 раз. В «Задонщине» из 48 упоминаний животных, 11 — упоминание сокола и кречета. Среди всех хищных птиц соколу в словаре Даля также посвящено больше всех пословиц и поговорок — 13, из них 4 — положительно окрашенные, остальные — нейтральные (Борейко, Грищенко, 1995).
Сокол у древних славян — первоптица и первобог мира. Он стоял у начала жизни на земле. Взгляд этой птицы был способен увидеть в первобытной темени зарождение жизни. Сокол загнездился на прадереве и снес «яйце-райце», из которого и произошел мир (Скуратiвський, 1998). Его золотое оперение осветило вечную тьму. Сокол пустил мелкую слезинку, из которой появилось озеро живой воды. Он снес золотой желудь, из которого вырос прадуб — первое дерево. «Сокол», «соколик», «Финист — ясный сокол» означало на Руси ласковое прозвище доброго молодца, жениха. В Украине так поэтически называли любимого («соколом прилинув»), красивых и сильных парубков, детей («соколята»), даже матерей («Соколихо-мати, коня не продати»). Нередко с соколами сравнивали казаков. Эта птица ассоциируется с такими чертами характера, как сила, отвага, верность, скорость и высота полета, острота зрения (Скуратiвський, 1998).
Большим почетом на Руси пользовался сокол. В XIX веке в Московии за уничтожение дерева, где размещалось гнездо сокола, был установлен штраф в 6 рублей (Кириков, 1966). Еще в первой половине XIX века казахи в Оренбургском крае давали за кречета 3 хороших лошадей (Эверсманн, 1866). Описание угодий в Киевской Руси давалось с обязательным указанием гнезд крупных хищных птиц. У калифорнийских индейцев был культ сарычей.
Сокола входили в гербы городов и княжеских родов, играли огромную роль в дипломатических контактах Киевской Руси. Они были изображены на гербах украинских городов Сокаля, Соколова, Вознесенска (Панченко, 1996).
Предполагают, что на Русь соколиная охота была занесена варяжскими князьями, и быстро стала любимой забавой, превратив соколов в почитаемую птицу. Всем сокольникам строжайше воспрещалось пить, курить, играть в «зернь», чтобы «государевым птицам от пьяных и нечистых людей дурно не учинилось». Однако к XIX веку охота с ловчими птицами в России пришла в упадок. Последний раз у русских царей она официально проведена в 1856 г. по случаю коронации Александра II.
Как считает Т.А. Бернштам (1982), образ сокола у восточных славян обладает сложной многозначной символикой, в нем есть признаки древнейшего мифологического пласта, указывающего на связи с языческими божествами. Интересно, что сокол-балобан в языках западных славян называется «рарог». Рарог — давний персонаж славянской мифологии. Это огненный дух, связанный с культом очага. Одним из его олицетворений был сокол. Предполагается его связь с древнерусским богом огня Сварогом (Мифы народов мира, 1980—1982).
Образ сокола у русских связан с волей. Для древнерусского человека сокол был воплощением красоты и удали, имущественным достоянием и культурной ценностью (Гусев, 1996). Все то, что сравнивается с соколом, оценивается в высшей степени положительно. Очушки у ней ясных соколов, Бровушки у ней черный соболей. Сравнение с соколом возводят в ранг эталонного.
Карл V так любил соколов, что отдал за них остров Мальту, менял на птиц из плена герцогов. В Корее сокол считался святым, убивать его запрещалось. У болгар сокол встречается как мужское имя. Если беременной женщине приснится сокол, она родит сына.
Сокол (ястреб) у многих народов часто изображается как существо божественного плана, которое противопоставляется всему дьявольскому. В русской сказке герой превращается в сокола (ястреба), чтобы задушить петуха, в которого превратился сам дьявол. Сокол (ястреб) был одной из самых распространенных фигур, изображавшихся на рыцарских и дворянских гербах. В склепах средневекового дворянства это изображение также не являлось редкостью. Во многих европейских легендах сокол (ястреб) плачет над мертвым героем, кладет ему на глаза землю, хоронит (Gubernatis, 1972).
Сокола, особенно ловчие, ценились очень высоко. Сага о Нибелунгах начинается описанием зловещего сна Кримгильды: два орла убили ее сокола, которого она вынашивала несколько дней. «На этом свете у нее не могло случиться большего горя», — говорится в поэме. В песне о Сигурде светлый рыцарь Сигурд и темный рыцарь Куно добиваются руки Лизелотты Салернской. Она обещает выйти за того, чей сокол окажется лучшим при напуске на цаплю. В Исландии убивать кречетов строго запрещалось. По закону, действовавшему до 1752 г. за это карали смертью. Ловить кречетов могли только сами исландцы, получившие особые патенты на занятие этим промыслом. О добычливости ловчих соколов говорит древнее предание. С ними охотились дети Чингисхана. В конце недели они отправляли в Самарканд для раздачи народу по 50 верблюдов, груженых лебедями (Дементьев, 1951).
Интересно, что в одном из ханаанейских мифов битва Баала с богом Ямме описывается в терминах соколиной охоты: одна палица «словно сокол из его пальцев» слетает с руки и сгоняет бога с трона, другая настигает и ударяет в голову (Гордон, 1977).
У тюркских народов считалось, что отдавать или продавать ловчего сокола нельзя ни в коем случае, он равен душе хозяина и его жизни на земле. По представлениям народов Средней Азии, потеря на охоте ловчей птицы равносильна утрате ее хозяином души на какое-то время. В фольклоре подобные ситуации описываются многократно. Герой обретает покой и счастье лишь когда вновь находит потерянную птицу. По легенде, хан Золотой Орды Тохтамыш имел бесценную пару соколов, которые давали продолжение славной породе. Тамерлан смог победить его лишь после того, как получил несколько яиц от его соколов, чтобы вырастить подобных для себя и овладеть военным могуществом (Симаков, 1998).
Сокол — символ молодца, мужской красоты, ума и силы, отваги и удальства, знак молодечества и смышленности. В песнях обрядовых сокол с другой птицей символизирует любовную чету. В свадебных песнях означает жениха. Сокол упоминается и при птицеволхвовании, так, в одной из песен героиня хочет узнать, что делают чумаки. Она выносит сокола на правой руке и спрашивает: «Соколоньку! Скажи всю правдоньку...». В одной галицкой колядке лесной охотник хочет стрелять в сокола на гнезде, но сокол просит не стрелять, так как будет полезен: когда молодец станет жениться, сокол переведет его через воду и возьмет на свои крылья его невесту.
Амон-Ра, божественный сокол, Сверкающий крыльями, Взмахом крыльев свершающий свой путь по небу, — говорили с почтением древние египтяне.
II. Тотемизм
Под соколом в плане тотема мы понимаем не весь род Falco, к которому относятся и пустельги, и чеглоки, и ланнеры, и лаггары, и балобаны, и кречеты, и даже сапсаны, а только соколов – наиболее распространенную и знакомую нам птицу среди хищников. Птица эта, как говорят нам ученые, отличается не только маневренностью и легкостью полета, но и умом и сообразительность. Согласно исследованиям, соколы относятся к наиболее умным птицам. Именно этим можно объяснить столь большое разнообразие подвидов соколов, а также их географическое разнообразие и возможности обитания.
Вот и люди тотема сокола довольно комфортно чувствуют себя практически в любом пространстве, хотя предпочитают территории с мягким климатом, где нет слишком резких перепадов температур. Люди-соколы, как правило, обладают крепким здоровьем и крепким телосложением. Крепким, но не крупным – рост обычно средний. Легкая склонность к полноте, то именно легкая – они редко становятся толстяками. Во-первых, потому что любят много двигаться, во-вторых, внутренний темперамент не позволяет им долго лежать на диване. Даже если вес Сокола колеблется, у него (как у мужчин, так и у женщин) часто тонкие, но сильные, руки: хватательный рефлекс развит с детства и остается на всю жизнь. Выделяет Сокола прямая осанка и часто характерный «птичий» поворот головы.
А вот походка не всегда отличается изящностью – бывает тяжелой и несбалансированной. Кажется, что Сокол неуклюж. Движения резковаты и порывисты. И тут же происходит изменение, Сокол срывается с места, куда-то летит, танцует, движется так быстро и грациозно, что вы не понимаете, как до того момента он тихо косолапил от дома до магазина. Все потому, что у Сокола появилась идея, желание.
Как и для их тотемных сородичей, Соколу важна дичь! Это люди внезапной цели, которая овладевает ими полностью. Причем, не на мгновение – сокол видит добычу за километр и не откажется от нее. Так и человек: отступит от цели только в том случае, если его самого подстрелят на взлете (почти в прямом смысле – кажущаяся недостижимость цели Сокола не всегда останавливает). Внутренний оптимизм и энергичность Сокола также заставляют его активно двигаться навстречу своей идее.
Соколы не питаются падалью, так и люди этого тотема не склонны довольствоваться объедками с чужого стола – они добьются того, чего хотят, поймают свою добычу самостоятельно и сами же ее съедят. Делиться с другими они тоже не склонны – не стайная птичка.
Не стайная еще и потому, что (как тут на днях признавался один из представителей тотема, не будем показывать пальцем) жадная и эгоистичная. Есть такой факт, но скорее не по природной злобе, а именно из-за повышенной целеустремленности. Вижу цель, не вижу препятствий – надо получить желаемое, забрать все себе и лишь после почувствовать себя удовлетворенным.
Высокий IQ свойственен не только самой птице, но и представителям этого тотема: вне зависимости от уровня образования, Соколы обычно обладают острым умом, находчивостью, быстрым мышлением, умением учиться, а также неплохой логикой. Среди наук Соколы от природы тяготеют именно к логическим направлениям – им неплохо дается математика, физика, техника, иностранные языки, кстати, тоже. Но больше за счет той самой хорошей логики (понимания языка) и часто неплохого слуха. А вот медицина, биология, финансы, продажи, маркетинг – это не их направления. Соколы не очень чувствуют эмоциональное и физическое состояние других людей, им не свойственны ни особое сочувствие, ни эмпатия, ни глубокое умение манипулировать на уровне чувств. Даже если чувствование людей в конкретном Соколе есть, он им не очень пользуется: во-первых, их цели обычно настолько конкретны, что не предполагают хитростей выслеживания, во-вторых, им не слишком интересны другие люди. Потому что еще один недостаток в характере Сокола – это высокомерие.
Да, да. Сокол точно знает, что он умнее, сильнее, ловчее. И ведет себя соответствующе. Потому и не стайный. Правда, в его защиту надо сказать, что он не врет. Вы не станете ему другом, если он того не хочет, зато вы точно будете знать, почему так случилось. Причем, резкое поведение ему свойственно не только с теми, кто равен или слабее них, но и с теми, кто сильнее (социально, морально и т.п.)
Сокол всегда будет хорошим другом: друзей он выбирает сам, а значит, они его достойны. Так что для друзей он будет и искренним, и внимательным. Правда, на его тактичность не стоит рассчитывать. Внутреннее мужество и склонность к лидерству не позволяют ему уважать ненужные слабости в других. Другой проблемой и для людей вокруг Сокола, да и для него самого часто становится его внезапность. Я уже описала выше резкость движений сокола, к тому же стихией сокола является огонь, поэтому в характере Сокола всегда будет оставаться место для спонтанной идеи, приключения или внезапной цели, которой еще вчера не было на горизонте. И, как я уже тоже сказала, добиваться цели они будут упорно, не жалея себя. Возможно, именно поэтому Сокол – тотем героев. И это тоже есть проблема: хотя подчиненный он плохой, в руководстве он нуждается – иначе легко может наломать дров, если его идея окажется не очень подходящей для времени и места. Но как трудно найтись такому руководителю, которого Сокол признает выше себя. Чаще всего, такими людьми становятся люди тотема Орлов или Орланов, но там свои трудности – Орлан слишком велик, слишком далек от народа, чтобы вообще кем-то руководить. Иногда пишут, что хорошим другом для Сокола может стать Ворон, но это тоже не всегда верно: Ворон может дать Соколу идею, но контролировать не сможет. К тому же Сокол всегда будет подозревать Ворона во лжи. Можно отметить, что Соколы неплохо общаются с тотемом Волка – они во многом похожи.
Свободными они чувствуют себя и в личных отношениях. То есть да, птицы моногамны и выбирают себе постоянную пару. Люди-Соколы тоже не стремятся менять партнеров и искать от добра добра, но они постоянно чувствуют, что это был их выбор и только они на него влияют. Поэтому все ограничения в рамках отношений они накладывают на себя сами, контролировать и устраивать им сцены ревности бесполезно и разрушительно – ощущение недостатка свободы может стать главной причиной разрушения связей. А вот сами они с удовольствием будут и контролировать, и решать за партнера, и жестко следить за его верностью, требуя не только идеальной честности, но и идеального (на их взгляд) поведения. Так что ужиться с ними может лишь тот, кто сам не обладает подобной свободной воли и кто готов к подчинению. Причем, это не зависит от пола – Сокол в паре всегда будет открытым и жестким лидером. По этой причине люди-Соколы не всегда стремятся заводить много детей: в глубине души им может казаться, что маленькие дети будут ограничивать их свободу. К тому же Соколам не очень интересно с малышами, они предпочитают общение с уже взрослыми, с кем есть, о чем поговорить. Но если Сокол решается на родительство, то можно быть уверенными: родителем они будут очень хорошим. С одной стороны, они не замучают детей сюсюканием, предпочитая дать и юным «соколятам» определенную свободу волы, с другой стороны, они жестко будут контролировать здоровье, воспитание и образование своих чад, растя независимых, подготовленных к взрослой жизни людей. Перегибы тоже случаются. Связаны они с тем, что Сокол лучше знает, что надо детям, когда они вырастут. Соколы – аристократы от природы, поэтому они будут ограничивать общение детей с теми, кто не достоин (по мнению Сокола) их общества.
С магической точки зрения, Сокол – это есть воплощение божественного проявления в стихиях. Один из центральных символов славян, несущий за собой огонь Солнца, свободу, удачу, идею и победу. Символ египетских фараонов и бога Гора, победившего смерть и ставшего царем Царства живых, воскресив Осириса и отвоевав свое наследство. Образ Сокола принимал и Один. Так что задачей Сокола в этом мире остается все-таки идея, но идея светлая. Такая, которая сможет приносить радость не только ему самому, и не только потому, что он так решил, а все-таки реальную пользу окружающим. Хотя бы самым близким.
_________________ ПРАКТИКУЮЩИЙ МАСТЕР-ДИАГНОСТИКА НА ТАРО, КОНСУЛЬТАЦИИ, РЕКОМЕНДАЦИИ. ПРОВЕДЕНИЕ ОБРЯДОВ И РИТУАЛОВ