Менделеев и оккультизм
Россия переживает период, который временем подъема культуры и образованности, к сожалению, назвать нельзя. В нашей истории такое уже было. Разговор пойдет о спиритизме, который более столетия назад уже овладевал частью российской интеллигенции, хотя и не в такой степени, как оккультизм сегодня.
«Маг. Работаю по сложным проблемам», «Владею всеми кругами волшебства», «Все силы темной и светлой магии», «Высшая магия», «Потомственная ясновидящая», «Хрустальный шар», «Жесткий приворот на крови», «Приворожу без греха», «Варганю удачу, бизнес, любовь», «Колдунья с посвящением», «Коррекция жизни», «Тибетское вуду» – это только часть объявлений на одной странице лишь одной столичной газеты за январь 2004 г. Предназначены для обывателей.
«Спиритизм. Общение с существами духовного мира», «Звезды и судьбы. Предсказания и пророчества», «Бизнес. Магия. Эзотерическая психология», «Большая книга магии», «Не хочу быть ведьмой. Исповедь экстрасенса», «Тайная женская магия. Теория и практика» – это лишь малая толика названий книг, выпущенных в 2003 г. и предназначенных для людей, еще не отвыкших от чтения.
Оккультизм – общее название всяких суеверий о «таинственных силах», «непостижимых свойствах» и т.п., которые доступны только «избранным», «посвященным». Несовместим с научным познанием. Включает в себя разные формы магии, теософию и спиритизм. Спиритизм – это вера в духов, которые якобы могут появляться в мире живых людей.
Первые медиумы – люди, которые якобы умеют общаться с душами умерших, – сначала объявились в США. Но во второй половине XIX века мода на спиритизм распространилась и в Европе. Увлеклись им и жители Российской империи. Первые спиритические сеансы в России были проведены в 1870-х гг. медиумом Юмом.
Среди горячих приверженцев общения с духами оказались и профессора Петербургского университета – химик-органик А.М.Бутлеров (1828–1886), зоолог и писатель Н.П.Вагнер (1829–1907), а также известный тогда писатель и философ А.Н.Аксаков (1832–1903). Они организовали журнал по этой теме, устраивали публичные сеансы. Дошло до того, что российские спириты предложили установить регулярную связь с США с помощью «медиумного телеграфа» – послания должны были передавать духи. Курс спиритизма намеревались ввести и в институтскую программу...
Всеобщее внимание в Санкт-Петербурге в 1874 г. привлекли «опыты» некоего Бредифа. На занавеске, за которой он сидел, во время сеанса в темноте появлялись светящиеся руки его умершей приятельницы. Руки Бредифа связывали – свечение появлялось. Бредифа заставляли держать в руках электроды, подсоединенные к гальванометру, а гальванометр устанавливали на виду у наблюдателей – свечение появлялось. Лишь когда электроды заменили узкими ванночками с электролитом и попросили медиума опустить туда средние пальцы рук (постоянно замыкавшие электрическую цепь), никакой светящейся руки увидеть не удалось. Все это вызвало в научном обществе оживленные споры: является ли Бредиф ловким фокусником или действительно способен сделать нечто необычное.
Именно тогда, 6 мая 1875 г., Д.И.Менделеев на заседании Русского физического общества (РФО) при столичном университете выступил с предложением создать комиссию для изучения «медиумических явлений». Напомню, что общество было образовано в 1872 г. и в 1876 г. слилось с Русским химическим обществом (РХО), образовав Русское физико-химическое общество с двумя отделениями – физическим и химическим.
«Поводом к внесению вопроса о спиритизме в Физическое общество послужило распространение в нашем обществе занятий спиритизмом. ...Пришло время, – писал Менделеев в подготовленной записке, – обратить внимание на распространение занятий спиритическими явлениями в семейных кружках и среди некоторых ученых. Занятия столоверчением, разговором с невидимыми существами при помощи стуков, вызовом человеческих фигур посредством медиумов грозят распространением мистицизма, могущего оторвать многих от здравого взгляда на предметы и усилит суеверие, потому что сложилась гипотеза о духах, которые будто бы производят вышеупомянутые явления».
Комиссию создали из 12 членов, в нее помимо Менделеева вошли глава петербургской школы физиков, специалист по электричеству профессор университета И.И.Боргман (1849–1914), специалист по акустике и фотоэлектричеству профессор физики Технологического института Н.А.Гезехус (1844–1919), специалист по оптике профессор физики Военно-медицинской академии Н.Г.Егоров (1849–1919), автор учебников по физике, алгебре и космографии профессор Инженерного училища, Горной академии, Морской академии К.Д.Краевич (1833–1892), специалист по магнитным явлениям, автор монографий, учебников и научно-популярных книг по физике, председатель РФО профессор университета Ф.Ф.Петрушевский (1828–1904) и др.
Комиссия собралась уже на следующий день, 7 мая 1875 г. Менделеев рассказал о проекте стола, конструкция которого должна была фиксировать давление рук на столешницу. По его предложению на следующие заседания комиссии приглашались Аксаков, Бутлеров и Вагнер. Было заключено соглашение, что Бутлеров, Вагнер и Аксаков представляют членам комиссии «для опытов» известных медиумов, а те попробуют найти элементы жульничества или же признают свое поражение.
Правда, дожидаться очередного заседания комиссии Менделеев не стал и 27 мая посетил спиритический сеанс. В своей записной книжке об этом он заметил: «Вечером от 9 до 12 1/2 заседали безуспешно на квартире у Вагнера. Он слышал стук, которого никто другой не слыхал... Погода была пасмурная». Еще два спиритических сеанса в присутствии Менделеева были проведены 1 и 3 июня. В дневнике Менделеев оставил записи о погоде и характере присутствовавших.
Аксаков, Бутлеров и Вагнер взялись познакомить членов комиссии с литературой по спиритизму. Более того, Аксаков за свой счет отправился в Англию и привез оттуда братьев Петти. Братья доказывали свои медиумические способности тем, что «из ничего» получали капли жидкости и, находясь в запертой клетке или за занавеской, вызывали звук далеко поставленного колокольчика.
На столе перед медиумами (или невысоко над их головами) лежал листок бумаги. И через некоторое время на нем появлялись следы жидкости. В первом случае – на верхней стороне, во втором – на нижней. Эксперимент проводился в присутствии членов комиссии, но в полумраке (последнее было требованием братьев).
Комиссия, третье заседание которой состоялось 27 октября 1875 г., а последующие проводились два раза в неделю на квартире Менделеева, оказалась дотошной. В шести проведенных опытах выяснилось, что капли жидкости – это слюна, поскольку смоченная раствором трихлорида железа бумага доказывала одинаковый состав капель и слюны. Когда лица шарлатанов закрывали или завязывали рты, никаких капель не появлялось.
На девятом заседании комиссии 20 ноября 1875 г. братья должны были заставить зазвучать колокольчик. Выписка из отчета комиссии:
«Оба медиума сидели перед занавеской, прибитой к полу и краям ниши. За ней стоял колокольчик... Медиумы были посажены на стулья у самой занавески, лицом к ней, и были совершенно свободны... Свет по требованию медиумов был ослаблен, так что члены комиссии не могли различать медиумов. Поэтому было предложено накрыть их головы белыми платками...
Минут через 50 после начала сеанса комната неожиданно осветилась спичкою, зажженною вставшим г-ном Менделеевым. Медиумы громко стали выражать негодование... Г-н Менделеев ответил, что ему показалось, что старший медиум наклонился.
Свет пообещали больше не включать. Минут через пять послышался шум движущегося стула и вслед за тем шум как бы от падения человеческого тела. Присутствующие на сеансе заметили, что исчезло белое пятно от платка на голове старшего медиума...
Тотчас после окончания сеанса был произведен членами комиссии осмотр занавески и положения колокольчика. При осмотре оказалось:
1) на занавеске образовалась широкая прореха;
2) стежки ниток, которыми была сметана занавеска, частично остались на месте, частично найдены на полу;
3) колокольчик за занавеской найден в том же положении, как и до сеанса.
Тотчас г-н Боргман (один из членов комиссии. – Ред.) указал, что на левом обшлаге рукава пиджака старшего медиума находится часть нитки...»
Тут даже Аксаков признал, что братья Петти – всего лишь ловкие мошенники.
Уже 15 декабря 1875 г. Менделеев выступил с публичной лекцией о спиритизме. Сбор от продажи билетов назначался в пользу славян, пострадавших при восстании в Боснии и Герцеговине.
Однако Аксаков не сдавался и в январе 1876 г. привез англичанку Кляйер, которая специализировалась на столоверчении и согласилась на поездку «из любви к истине». Комиссия в первой половине января провела пять заседаний. И снова она поработала как следует: были проведены опыты с тремя столами:
- столом круглой формы, какой использовали в спиритических сеансах;
- столом пирамидальной формы, ножки которого расходились под большим углом от столешницы;
- столом манометрическим – в него были вмонтированы жидкостные манометры, которые показали бы, с какой стороны стол начинают толкать.
В первом случае все прошло на ура – стол дергался и подпрыгивал. У членов комиссии появилось подозрение, что медиум помогает себе ногами, скрытыми платьем до пола.
«Ныне необходимо, – предложил Менделеев, – следить за руками, ногами и другими частями тела медиума, за ее платьем и движениями. Приборы могут устранить членов комиссии от этих неудобных и ненаучных приемов». Когда Кляйер рассказали о том, как устроены приборы, медиум потребовала, чтобы на этих столах она могла бы поработать самостоятельно. Комиссия согласилась. Получив приборы, «специалистка» и ее сторонники сначала попросили приостановить заседания, а потом вовсе отказались от их продолжения.
Еще четыре заседания комиссии, в том числе заключительное, девятнадцатое, состоялись с 8 по 21 марта 1876 г., и 13 апреля того же года было объявлено об окончании ее работы. Заключение комиссии, внесенное в протокол заседания Физического общества, гласило: «Спиритические явления происходят от бессознательных движений или бессознательного обмана, а спиритическое учение есть суеверие». Все протоколы заседаний комиссии были оставлены у Менделеева. Заключение комиссии было обнародовано в газете «Голос».
В апреле 1876 г. Менделеев выступил с двумя публичными лекциями о спиритизме (сбор назначался на пособия нуждающимся литераторам и ученым) и в том же году опубликовал за свой счет книгу «Материалы для суждения о спиритизме». В книге было 20 чертежей и рисунков, а на титульном листе содержалась информация для покупателей: «Сумма, которая может быть выручена от продажи этой книги, назначается на устройство большого аэростата и вообще на изучение метеорологических явлений верхних слоев атмосферы».
В тексте книги автор проводит некую параллель: «Как ни далеки кажутся два таких предмета, как спиритизм и метеорология, однако между ними существует некоторая связь, правда отдаленная. “Спиритическое учение есть суеверие”, – как заключала Комиссия, рассматривавшая медиумические явления, – а метеорология борется и еще долго будет бороться с суевериями, господствующими по отношению к погоде».
Правда, Бутлерова до конца его дней ни выводы комиссии, ни мнение Менделеева о спиритизме так и не убедили: в 1889 г. Аксаков опубликовал «Сборник статей А.М.Бутлерова о медиумизме».
Дмитрий Иванович Менделеев в одном из писем сыну Ивану написал: «Наше расследование, как его ни ругали, произвело в обществе решительное впечатление. С тех пор спиритизм как рукой сняло».
Ответ на вопрос, почему у людей возникают потребности в оккультизме, похоже, не найден до наших дней. Но не слишком ли вольготно чувствуют себя сторонники чертовщины в России? Кто из ученых выступит сегодня в роли Менделеева?