|
Последние темы | » Письма на почтовый ящик АдминистратораПн Сен 09 2024, 17:07 автор владимир » Маги прошлого и Маги современностиПн Сен 02 2024, 22:25 автор Марго» Планетарная магия: как начать её практиковатьПн Сен 02 2024, 22:22 автор Марго» Методы проработки планет Пн Сен 02 2024, 22:20 автор Марго» Меркурий, разум и коммуникацияПн Сен 02 2024, 22:12 автор Марго» Планетарная Магия: Марс и победаПн Сен 02 2024, 22:11 автор Марго» Черная магия СатурнаПн Сен 02 2024, 22:08 автор Марго» Планетарная магия. Солнце, успех и здоровьеПн Сен 02 2024, 21:43 автор Марго» Психическое нападение-подселённые сущностиПн Сен 02 2024, 21:35 автор Марго» Выбор путиПн Сен 02 2024, 21:34 автор Марго» Работа с мёртвыми, предками, родомПн Сен 02 2024, 21:33 автор Марго» Как проводить обряд белой магииПн Сен 02 2024, 21:25 автор Марго» Некропривязка и причиныПн Сен 02 2024, 21:23 автор Марго» Что происходит после снятия проклятия, порчи и сглаза-последствия для жертвы и заказчикаПн Сен 02 2024, 21:21 автор Марго» Магия переходных днейПн Сен 02 2024, 21:14 автор Марго |
Кто сейчас на форуме | Сейчас посетителей на форуме: 4, из них зарегистрированных: 0, скрытых: 0 и гостей: 4 :: 1 поисковая система Нет Больше всего посетителей ( 205) здесь было Пн Фев 12 2018, 13:24 |
| | Пасха-христианский праздник воскресенья Христова | |
| | Автор | Сообщение |
---|
Марго Ведьма
Сообщения : 38254 Дата регистрации : 2013-05-31 Откуда : Из леса, где много диких партизан..
| Тема: Пасха-христианский праздник воскресенья Христова Пн Мар 10 2014, 19:42 | |
| ПАСХА — христианский праздник Воскресения Христова. ПАСХОЙ завершается семинедельный Великий пост, подготовляющий верующих к должной встрече праздника.
В течение всей Страстной недели, предшествующей ПАСХЕ, совершались основные приготовления к празднику, в том числе уборка и побелка домов и др.женщины пекли специальный пасхальный хлеб (паску, кулич), красили и расписывали яйца, запекали поросят (на Украине и в Белоруссии). Пасхальные блюда освящали в церкви обычно накануне праздника или в первый день ПАСХИ. Мужчины в течение Страстной недели занимались заготовкой дров для пасхального костра, запасали корма для скота и т. д.
Пасхальные торжества начинались с крестного хода, когда процессия прихожан во главе со священнослужителями выходила из церкви и обходила ее, а затем возвращалась к церковному порогу; здесь священник объявлял о Воскресении Христовом, после чего народ возвращался в храм, где продолжалась праздничная служба.
Время пасхальной службы считалось благоприятным для совершения некоторых магических действий и гаданий, в частности для обеспечения удачи в каком-нибудь деле. Воры в эту ночь «заворовывали», т. е. старались незаметно украсть что- нибудь у прихожан, чтобы чувствовать себя в безопасности весь год; охотники при возгласе священника: «Христос Воскресе!» стреляли вблизи церковного порога в воздух, полагая, что от этого их ружья будут бить без промаха; рыбаки при тех же словах говорили: «А у меня рыба есть!», чем якобы обеспечивали себе полные сети на весь сезон, а девушки обращались к Богу с просьбой послать им женихов.
Проспать пасхальную службу было непростительным грехом. В качестве наказания таких людей на следующий день купали или обливали водой (ср. указ Синода от 1721 г., по которому, в частности, запрещалось «по старинному суеверному и вредному обычаю купать или обливать водою не бывающих у заутрени»). Человеку, проспавшему пасхальную заутреню, грозило весь год быть неудачливым.
Считалось также, что в пасхальную ночь можно распознать нечистую силу. Придя в церковь в новой одежде, видели колдунов, стоящих спиной к алтарю; принеся в церковь специальным образом приготовленный творог или сыр, узнавали среди прихожан ведьм по небольшим хвостикам и т.п. На ПАСХУ, как и в Страстной четверг, поднявшись на чердак или на колокольню со свечой, горящей еще с заутрени, можно были увидеть домового.Пасхальная ночь была временем, когда на земле появлялись умершие. Спрятавшись во время крестного хода в церкви, за алтарем, можно было наблюдать, как покойники молятся и христосуются между собой. Верили, однако, что человек, выдавший свое присутствие в церкви, мог поплатиться за это жизнью.
По окончании заутрени люди стремились как можно быстрее добраться (добежать или доехать) до дома, чтобы в течение года опережать остальных во всех своих делах. Впрочем, часто не заходя домой, направлялись накладбище известить умерших родственников о Воскресении Христа и похристосоваться с ними.
Пасхальный завтрак проходил обычно в узком семейном кругу, т.к. ходить в гости в первый день ПАСХИ было непринято. Первое пасхальное яйцо часто съедали всей семьей, разделив его по числу домочадцев. Обычай делиться друг с другом пасхальной пищей получил у восточных славян широкое распространение; в частности, в первый день ПАСХИ священник и причт, а также домочадцы «молили паску», т.е. обменивались кусочками кулича или ели его сообща, разрезав на мелкие части. Обычай делиться с ближними пасхальным яйцом получает специфическое истолкование в мифологических рассказах: человек, потерявший дорогу в лесу, должен вспомнить, с кем в последний раз он делил пасхальное яйцо; после этого он сможет найти дорогу и вернуться домой.
Немало магических свойств приписывалось освященным пасхальным яйцам, их скорлупе, а также, остаткам других пасхальных блюд, например костям поросенка и др. С пасхальным яйцом обходили загоревшееся строение или кидали его в огонь, надеясь, что яйцо поможет остановить пожар; с пасхальными яйцами искали заблудившуюся скотину, клали их в посевное зерно, оглаживали ими корову при первом весеннем выгоне, закапывали в поле, чтобы у льна головки были величиной с яйцо; кости поросенка также закапывали в посевы, чтобы уберечь их от града, и т. п.
В течение всей недели, начиная с первого дня ПАСХИ, священники в сопровождении причта и наиболее благочестивых прихожан обходили с иконами все дома в селе и служили там пасхальные молебны, за что получали вознаграждение.
С вечера пасхального воскресенья по домам ходили группы мужчин (волочебников — в Белоруссии, христованников — на юго – западе и западе России) и поздравляли хозяев с праздником. Они исполняли под окнами специальные песни, в которых помимо обычных величальных образов, отражающих богатство крестьянского двора, перечислялись основные годовые праздники традиционного аграрно-хозяйственного календарякрестьянина:
«Первое свято — Велик Христов день.
Велик Христов день с красным яичком,
Другое свято — Юрий-Егорий:
Во чистом поле статок пасет,
Статок спасает, домой гоняет.
Третье свято — святой Микола,
Святой Микола около двора.
Около двора, кануни варит, коники глядит…
Пятое свято — святой Пётар,
Святой Петар с белым сыром.
Шестое свято — Илья-пророк,
Илья-пророк по межам ходит, рожь зажинает…»
По окончании пения волочебников щедро угощали или награждали.
Среди пасхальных развлечений основное место занимали игры с крашеными яйцами, и прежде всего — катание яиц по земле или со специальных лотков, а также «битки» — битье крашеными яйцами. В течение всей пасхальной недели (ср. одно из ее названий «звонильная неделя») любой человек мог подняться на колокольню и звонить в колокола; этому звону нередко приписывался магический смысл (см. Колокольный звон).
Из других пасхальных забав выделяются качели, а также молодежные хороводы, имеющие аграрно – хозяйственную («А мы просо сеяли» и др.) и любовно-брачную тематику (в последних обычно назывались будущие супружеские пары и величались молодожены, поженившиеся в течение последнего года). Обязательным для пасхальных праздников было гостевание — взаимные посещения близких родственников.
Лит.:
Максимов С.В. Крестная сила. М., 1993;
Соколова В.К. Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов. М.1979.
Т.А.Агапкина | |
| | | | Пасха-христианский праздник воскресенья Христова | |
|
Похожие темы | |
|
| Права доступа к этому форуму: | Вы не можете отвечать на сообщения
| |
| |
| |