КОВЕН ВЕРХОВНЫХ ВЕДЬМ
КОВЕН ВЕРХОВНЫХ ВЕДЬМ
КОВЕН ВЕРХОВНЫХ ВЕДЬМ
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.


Магия и эзотерика. Профессиональные услуги. Обучение магии.
 
ФорумФорум  ПорталПортал  Последние изображенияПоследние изображения  О нашем форуме  Наши Акции  Отзывы  ПоискПоиск  РегистрацияРегистрация  Наш КаналНаш Канал  ВходВход  
УВАЖАЕМЫЕ УЧАСТНИКИ И ГОСТИ НАШЕГО ПРОЕКТА! НАШ ПРОЕКТ ПРИГЛАШАЕТ ЖЕЛАЮЩИХ НА ОБУЧЕНИЕ В ШКОЛЫ, МАСТЕР-КЛАССЫ, СЕМИНАРЫ. ТАКЖЕ НА НАШЕМ ПРОЕКТЕ НА ПОСТОЯННОЙ ОСНОВЕ ВЕДУТ ПРИЁМЫ И КОНСУЛЬТАЦИИ ПРАКТИКУЮЩИЕ МАСТЕРА.
Последние темы
» Можно ли взять на себя карму другого человека?
Размышления о Psi-составляющей в теории эгрегоров EmptyСб Янв 27 2024, 15:08 автор Марго

» Никанор
Размышления о Psi-составляющей в теории эгрегоров EmptyСб Янв 27 2024, 15:07 автор Марго

» Нестор
Размышления о Psi-составляющей в теории эгрегоров EmptyСб Янв 27 2024, 15:06 автор Марго

» Наум
Размышления о Psi-составляющей в теории эгрегоров EmptyСб Янв 27 2024, 15:05 автор Марго

» Натан
Размышления о Psi-составляющей в теории эгрегоров EmptyСб Янв 27 2024, 15:04 автор Марго

» Наиль
Размышления о Psi-составляющей в теории эгрегоров EmptyСб Янв 27 2024, 15:03 автор Марго

» Назарий
Размышления о Psi-составляющей в теории эгрегоров EmptyСб Янв 27 2024, 15:02 автор Марго

» Назар
Размышления о Psi-составляющей в теории эгрегоров EmptyСб Янв 27 2024, 15:01 автор Марго

» Муслим
Размышления о Psi-составляющей в теории эгрегоров EmptyСб Янв 27 2024, 15:00 автор Марго

» Мурат (Мурад)
Размышления о Psi-составляющей в теории эгрегоров EmptyСб Янв 27 2024, 14:59 автор Марго

» Мстислав
Размышления о Psi-составляющей в теории эгрегоров EmptyСб Янв 27 2024, 14:57 автор Марго

» Моисей
Размышления о Psi-составляющей в теории эгрегоров EmptyСб Янв 27 2024, 14:55 автор Марго

» Модест
Размышления о Psi-составляющей в теории эгрегоров EmptyСб Янв 27 2024, 14:54 автор Марго

» Оракул Полной Луны
Размышления о Psi-составляющей в теории эгрегоров EmptyЧт Янв 25 2024, 19:03 автор Марго

» Если против вас направлена чужая месть или несправедливая обида
Размышления о Psi-составляющей в теории эгрегоров EmptyВт Янв 23 2024, 16:35 автор Марго

Кто сейчас на форуме
Сейчас посетителей на форуме: 3, из них зарегистрированных: 0, скрытых: 0 и гостей: 3

Нет

Больше всего посетителей (205) здесь было Пн Фев 12 2018, 13:24
Мы в Контакте

Наш Канал На YouTube


Наш Канал На YouTube


 

 Размышления о Psi-составляющей в теории эгрегоров

Перейти вниз 
АвторСообщение
ЭлигоС

ЭлигоС


Сообщения : 3037
Дата регистрации : 2013-09-06

Размышления о Psi-составляющей в теории эгрегоров Empty
СообщениеТема: Размышления о Psi-составляющей в теории эгрегоров   Размышления о Psi-составляющей в теории эгрегоров EmptyСб Сен 07 2013, 12:30

Эгрегоры - фикция или реальность? Итак, пищу для теории эгрегоров составляют различные психологические эффекты, обусловленные чувством личной причастности к каким-то надличным явлениям и процессам. Но насколько эта теория в ее современной биопольной форме соответствует реальному положению вещей?

О «реальном положении вещей» в этой области говорить трудно. Проблема возникает уже на уровне описания переживаемых явлений. Дело в том, что в интроспективной психологии, как и в квантовой физике, невозможно избавиться от влияния средств наблюдения на объект наблюдения. Поэтому проблема описания напоминает здесь проблему измерения квантово-механических объектов: чем точнее измерение, тем сильнее измерительное устройство «деформирует» измеряемый объект; подобным же образом, чем подробнее описание, чем детальнее понятийное структурирование непрерывной ткани психического опыта, тем больше возникает в этом описании элементов, собственно к психическому опыту не относящихся.


Эгрегоры. Изображение с сайта: stalker-kura.com
Описание (вербализация, обобществление) непосредственного психического опыта осуществляется в не свойственных ему понятийных формах, и в ходе такого описания невозможно обойтись без конструирования определенных логических схем. Эти схемы и составляют «теоретическую базу» так называемой «эзотерической психологии».

Устойчивость, живучесть эзотерических «теорий» обусловлена тем реальным психическим опытом, который лежит в их основании. С другой стороны, будучи по существу не объяснением, а описанием этого опыта, они оказывают на него обратное «подкрепляющее» воздействие. Зауживая психический опыт как таковой, выделяя из хаоса внутренних пространств какие-то конкретные закономерности, «теории» эти пускают восприятие по целевым каналам, вследствие чего все больше людей сознает «возвещенный» опыт как свой собственный. Однако с теоретической точки зрения подобными описаниями мы выражаем не столько наше знание, сколько недостаточность нашего знания о природе законов, лежащих в основе описываемых явлений.

Примером такого описания, имеющего форму теории, может служить рассматривавшаяся в третьей главе «пространственная модель внутреннего мира» - концепция «тонких тел» или «оболочек» (ментальной, витальной и эфирной), последовательно скрывающих от человека его «истинное Я». Единственное место, где мы фактически имеем дело со своими «оболочками», это области интроспекции. И здесь они предстают не в форме оболочек, а в форме качественно различных объектных сфер внутреннего восприятия - области интеллектуальных объектов восприятия, эмоциональных объектов восприятия и, скажем так, интероцепторных объектов восприятия. Наши «оболочки» даны нам лишь в этих восприятиях. Эти восприятия и есть «оболочки», скрывающие нас от самих себя. Но мы как правило не сознаем этого, - мы сознаем это лишь разотождествившись с ними и действительно сделав их в объектом своего восприятия.

«Эгрегоры», как и «оболочки», - это не теоретические, а описательные модели. Теоретическое совершенство подобных моделей, так сказать, приносится в жертву их наглядности. Человек без труда угадывает в них свой личный опыт (в той мере, в какой у него этот опыт имеется), а также знакомится с рядом закономерностей, которые были выявлены в данной сфере опыта другими людьми, - иными словами, с помощью таких описаний он может воспользоваться чужим опытом. Однако их «теоретическая доступность», а также простота и надежность в употреблении нередко приводят к тому, что человек неискушенный принимает эти описательные модели за теоретическую истину в последней инстанции; иногда же люди домысливают на этой «теоретической базе, подкрепленной фактами непосредственного личного опыта», такие «надстройки», что в конце концов оказываются в психиатрической лечебнице.

Обычная иллюзия восприятия при знакомстве с эзотерической психологией в том и состоит, что описание принимается за теорию, то есть за объяснение в рамках более широкой системы объективных знаний. В настоящее время объяснения такого рода в эзотерической психологии фактически отсутствуют; поскольку же основным ее методом служит интроспекция - метод субъективный и современной «психологической наукой» не признаваемый*, - возможность возникновения подобных теорий остается пока весьма проблематичной.

Между тем мы имеем дело со своим внутренним миром именно посредством такого ненаучного метода, а не посредством объективных научных экспериментов.

С другой стороны, задачи эзотерической психологии, кратко сформулированные в призыве «познай себя», состоят не в обретении объективных знаний о человеческой психике, а в обретении понимания человеком самого себя и поиске путей к обретению такого понимания. Задачи эти большей частью практические, нежели теоретические. Будучи, в отличие от академической психологии, «прикладной наукой индивидуального пользования», данная психология может быть названа гуманистической: ее интересуют, прежде всего, человеческие, а не научные проблемы.

Область интроспективных явлений, охватываемая эзотерической психологией, имеет самое непосредственное отношение к жизни каждого из нас (сознаем мы это или нет, но это то, чем мы все живем), и тексты ее адресуются не ученным, а всем людям. Поэтому основным требованием, которым определяется «срок службы» этих текстов, служит конкретность: неотвлеченность, наглядность и доступность изложения.

Однако в случае эгрегоров введение понятия «групповое психоэнергетическое поле» (вместо прежнего «групповая душа») представляет собой как раз заявку на теорию, попытку навести мост через пропасть, лежащую между субъективными восприятиями и отражаемыми в них объективными процессами. Характерно, что этот «великий почин» был предпринят со стороны такой неклассической научной концепции как теория биологического поля. Но вопрос о том, наполнена ли эта концепция каким-либо реальным физическим смыслом, в свою очередь, остается открытым.

«Раньше фундаментальная наука включала поиски подлинно неподвижного фундамента, на котором можно было бы строить с полным убеждением в его устойчивости. Сейчас в неклассической науке фундаментальные исследования неотделимы от апорий и нерешенных проблем, это область, где... многое высказывается «в кредит», в расчете на вероятные дальнейшие шаги науки, где однозначные, собственно физические представления... часто предварены неоднозначными прогнозными конструкциями».

Для биологии как науки о живом веществе понятие биологического поля столь же фундаментально, как понятие гравитационного поля для науки о неживом веществе - физики. Но в отличие от физики, где «безумные» теории нынче в ходу, биология - наука более консервативная и к безумным теориям относится с большим подозрением. Да это и не удивительно, ведь науку делают живые люди, и если принятие безумных фундаментальных физических представлений ни к чему нас не обязывает, то всякое безумное нововведение в биологии обязывает нас пересмотреть привычные нам представления о САМИХ СЕБЕ: «ассимилировать безумие», превратить его в норму, признать, что на самом деле безумными были именно наши привычные о себе представления. А это не каждому под силу и происходит, как правило, лишь в ходе смены поколений. Вспомним, как нелегко было людям согласиться с тем, что они произошли от обезьяны; некоторые не соглашаются с этим и до сих пор.

* * *

Резюмировать это несколько затянувшееся методологическое отступление можно следующим образом: теории «эзотерической психологии» (как древние, так и новейшие) создаются людьми, искушенными в интроспекции, причем создаются не на голом месте, а на основе действительного психического опыта, крайне редко фиксируемого людьми не столь искушенными; поэтому не принимать «эзотерические теории» во внимание было бы неразумно, - равно как неразумно было бы принимать их за чистую монету. Никогда не следует упускать из виду, что «теории» эти представляют собой по существу лишь приближенные описания реальных событий.
Вернуться к началу Перейти вниз
 
Размышления о Psi-составляющей в теории эгрегоров
Вернуться к началу 
Страница 1 из 1
 Похожие темы
-
» Основные положения теории психофизических явлений
» Женщина, для которой хочется жить (из размышления мужчины)
» Космоэнергетика и современные научные теории
» Немного теории о магии крови
» Домовые. Некоторые моменты теории

Права доступа к этому форуму:Вы не можете отвечать на сообщения
КОВЕН ВЕРХОВНЫХ ВЕДЬМ :: Парапсихология :: Парапсихология-
Перейти: