Многие путаются, можно сказать, в основной терминологии, касающейся информации, не принадлежащей к какой-либо из официальных наук. Что назвать оккультным? Будет ли ритуал магическим или эзотерическим? Кто есть – в конце концов – я сам: маг, оккультист или эзотерик?
Казалось бы, что проще – потрать двадцать минут на чтение Википедии или толковых словарей, кои в большом количестве уже давно присутствуют в интернете. Но прочитать и понять –вещи несколько разные. Ещё одна причина, по которой энциклопедические знания мало помогут – несоответствие практическому употреблению – всё-таки люди, свободно пользующиеся интересующими нас терминами, свои понятия с энциклопедиями не сравнивают и тем более под них не подстраивают.
Поэтому в данном случае можно обрисовать термины скорее интуитивно. И в этом нет ничего мракобесного и безграмотного: например, ударения в словах русского языка тоже к каким-то правилам особо не привязаны – так сложилось и всё тут. Или отдельные понятия меняются со временем так, что не сразу и понимаешь речь, зафиксированную всего лишь несколько десятков лет назад; вот, к примеру, слово «наверное»: сегодня оно означает сомнения, став синонимом «может быть, а может нет», хотя ещё недавно им передавали уверенность: наверное то есть наверняка. Так что обопрёмся в этой статье на вполне себе научный метод – так уж сложилось, а мы просто описываем окружающую реальность.
Начнём с верхушечки, с лёгенького, с самого, уж позвольте употребить это слово, попсового. Только то, что проще становится популярным, а то, можно сказать, и пошлым (пошло в народ, значит).
Эзотерика
Под эзотерикой понимают всё, что вертится близ научно-популярного и не очень постыдного. Где-то рядом с психологией, где-то близко к философии. Эзотерика – это то, что можно потрогать прямо здесь и сейчас, о чём можно говорить на широкую публику и не прослыть чокнутым. Эзотерику принесло к нам восточным ветром: китайский чай, тибетские мифы, индийские практики. Медитация, самосовершенствование путём бесед о вечном, йога вместо физкультуры.
Да, когда-то под эзотерикой понимались тайные знания. Теперь (вспомним судьбу слова «наверное»), благодаря куче книжонок-брошюрок, модности буддизма, вездесущих кришнаитов, салонов иглоукалывания, знания эти назвать тайными весьма затруднительно. Ну, какая тайна есть в информации о чакрах и прочих биоэнергиях, если об этом даже бабульки у подъезда треплются. Таким образом к термину «эзотерика» прилипло всё, что касается чудесного и волшебного, не входящего в состав научного, но совершенно не скрытого от широкой публики и даже частично уже вошедшем в официальные области: например, медицину, в которой успешно применяют и медитации, и иглоукалывания, и фито-, и ароматерапию.
Оккультизм
А вот та информация, которая не попадётся в женском журнале и о чём не снимут очередную телепередачу для рубрики «Непознанное»; та информация, за которой нужно поохотится, которую нужно выудить, вычислить, получить в ходе учения от учителя, наставника, которую вам не сообщат на интернет-форуме и которую получив, вы и сами не станете распространять и зовётся ныне оккультизмом.
Если взять серьёзные, не распространённые учения и практики, и разделить их на теорию и практику, то теорией будет оккультизм, а практикой магия.
Магия
Слово заезженное ещё более, чем «эзотерика». Посмотрите куда угодно, магией пестрит буквально всё в коммерции и какой-то розовой романтике: от названий магазинов до описания сентиментальных чувств. Как синоним волшебства, чуда, и любого чего-нибудь, прошу прощения, прикольненького. Уже некоторым хочется избавится от этого понятия вовсе. Но сделать этого нельзя, ибо вместе с тем придётся как-то переименовывать чуть ли не всю оккультную литературу.
Во многих трудах (в том числе толковых словарях) магия описывается как чудодейственный способ влияния на реальность. Так пусть оно им и будет. Магия — это любое действие, произведённое по вашему велению и не менее вашему хотению, направленное на изменение реальности, которое нельзя осуществить обыденным способом.
Обо всём сразу
Естественно, наистрожайших ограничений в употреблении обсуждаемых понятий нет. Возьмите, к примеру, слова «грусть», «печаль», «тоска», «меланхолия» — мы прекрасно умеем с ними управляться, не сверяясь с академическими определениями. Увидев фразу «Книги по магии в разделе оккультной литературы в эзотерической библиотеке», мы не двинемся рассудком — звучит, конечно, не очень складно, но логика нам видна: эзотерическая, потому что о непознанном и публичная, оккультная, потому что теоретическая информация, по магии, потому что, наверняка, для практического применения.
Так кто же я есть? Оккультист, маг или эзотерик? А может волшебник? Или вот ещё названия красивые: колдун и ведьма. С последователями явных направлений всё более или менее понятно: гадалка или прорицатель тот, кто анализирует временные обстоятельства, шаман — колдун соответствующей традиции, экстрасенс, целитель и т.д.
Можно ответить, исходя из метода организованной выше информации: популист, теоретик, практик. В таком случае, у нас возникнет иерархия, где на первой ступени будет эзотерика, как знание доступное каждому желающему его получить, на второй пребывают оккультисты — люди, переступившие черту обывательского и готовые положить свою жизнь на получение большего, ибо тут не только риск потратить силы и время и остаться ни с чем, но и возможность лишиться рассудка, так как информация может быть получена не только из книжек, но и, например, путём прямого контакта с другими мирами. На самом верху нашей пирамиды обосновался маг, как вынужденно прошедший через теорию и применяющий знания на практике — безудержный исследователь, бесстрашный воин и, скорее всего, уже не человек.
Может ли быть магом гадалка? Да, если она в состоянии трансформировать действительность согласно своей воле и знает каким именно образом она это делает. Если же магические принципы практику не известны, то он колдун или ведьма — из тех, кто ещё лет сто назад были широко распространены по миру, особенно среди простого люда и при этом не были обучены грамоте. Маг же всегда философ и учёный, то есть человек не просто начитанный, но и создающий, вычисляющий, определяющий, выискивающий новые знания; уж не говоря о бесконечном совершенствовании себя в практических действиях.