КЕЛЬТСКИЙ ОРНАМЕНТ
Автор - Маргарита СУРОВЕГИНА.
Кельтский орнамент заслуженно признан самым красивым мотивом европейского прикладного искусства. Где бы ни побывали кельты, они всегда оставляли после себя изысканные узоры - изящные переплетения и формы линий присутствуют на древнем оружии и камнях, в украшениях и декорированных миниатюрами манускриптах.
Кельтскими мотивами расписаны церковные монументы и манускрипты, подобные Евангелие из Линдисфарна, Личфилдскому Евангелие, датированному VIII столетием, и Келлской книге.
Впервые переплетенные узоры начали использоваться в ремеслах, относящихся к эпохе Римской империи. Уже в III-IV ст. н. э. узловые орнаменты стали формой искусства, быстро воплотившейся во многих разновидностях прикладного искусства, в том числе в украшениях, вышивке, иллюстрации, декорировании оружия и предметов быта.
Изначально рисунки состояли из множества косичек и нитей. Прекрасным примером такого узора могут стать итальянские орнаменты VI столетия. Именно переплетенные косички принято считать настоящими кельтскими узлами. В Шотландии, Ирландии и в Уэльсе до сих пор используют эту некогда популярную в Европе разновидность орнамента.
Безусловно, древние изображения узла несли в себе определенный смысл. Однако со временем люди утратили эту трактовку. Поэтому любое значение кельтского орнамента – не более, чем предположения современных авторов.
Согласно одной из таких гипотез, беспрерывная переплетающаяся петля олицетворяет бесконечность и связанность, а узел является своеобразной защитой от злых сил.
Не исключено, что переплетающиеся фигуры людей и животных символизируют взаимосвязь природы жизни. Двумя или более связанными между собой узлами с разными рисунками и во всевозможных вариациях могли изображать Бога и человека, охотника с его жертвой или любовников.
Вполне вероятно, что некоторые узлы применялись в качестве защитных магических талисманов. Современный дизайн выполняет чисто декоративные функции и используется для прорисовки орнамента, которым украшали христианские священные книги. В других схожих современных вариациях присутствуют сердца и прочие «любовные узлы», арфы, христианские кресты, трилистники и прочая этническая символика.
Однако на сегодняшний день специалистам не удалось отыскать достоверные источники, которые бы указывали на то, что какой-то определенный вид кельтского узла является символом любви или верности, либо наделен каким-то другим значением. Кроме КЛАДДАХА, конечно, но он не является орнаментом, а в статье идет речь именно о них.
К сожалению, сами кельты не оставили пояснений к своим рисункам, поэтому значение большинства символов известно по трактовке археологов и других ученых, специализирующихся на изучении кельтов. Со временем интерпретация некоторых символов изменилась. Такое изменение во многом обусловлено влиянием внешних факторов, в том числе внедрением новых культур. Ключевую роль в изменении трактовок сыграло христианство.
Согласно основному эмпирическому правилу, «значение» работы при создании узлов нередко продиктовано формой изображения. Так, форма трилистника и клевера может быть представлена не только в виде простого переплетения нитей, но и в образе рыбы или птицы.
http://s018.radikal.ru/i527/1702/64/dddcd307a5af.jpg