|
Последние темы | » Письма на почтовый ящик АдминистратораПн Сен 09 2024, 17:07 автор владимир » Маги прошлого и Маги современностиПн Сен 02 2024, 22:25 автор Марго» Планетарная магия: как начать её практиковатьПн Сен 02 2024, 22:22 автор Марго» Методы проработки планет Пн Сен 02 2024, 22:20 автор Марго» Меркурий, разум и коммуникацияПн Сен 02 2024, 22:12 автор Марго» Планетарная Магия: Марс и победаПн Сен 02 2024, 22:11 автор Марго» Черная магия СатурнаПн Сен 02 2024, 22:08 автор Марго» Планетарная магия. Солнце, успех и здоровьеПн Сен 02 2024, 21:43 автор Марго» Психическое нападение-подселённые сущностиПн Сен 02 2024, 21:35 автор Марго» Выбор путиПн Сен 02 2024, 21:34 автор Марго» Работа с мёртвыми, предками, родомПн Сен 02 2024, 21:33 автор Марго» Как проводить обряд белой магииПн Сен 02 2024, 21:25 автор Марго» Некропривязка и причиныПн Сен 02 2024, 21:23 автор Марго» Что происходит после снятия проклятия, порчи и сглаза-последствия для жертвы и заказчикаПн Сен 02 2024, 21:21 автор Марго» Магия переходных днейПн Сен 02 2024, 21:14 автор Марго |
Кто сейчас на форуме | Сейчас посетителей на форуме: 4, из них зарегистрированных: 0, скрытых: 0 и гостей: 4 :: 1 поисковая система Нет Больше всего посетителей ( 205) здесь было Пн Фев 12 2018, 13:24 |
| | Необходимость знания основ христианского вероучения для всякого христианина | |
| | Автор | Сообщение |
---|
Марго Ведьма
Сообщения : 38254 Дата регистрации : 2013-05-31 Откуда : Из леса, где много диких партизан..
| Тема: Необходимость знания основ христианского вероучения для всякого христианина Пт Май 31 2019, 17:15 | |
| 2.1. Значение разума в религиозной жизни
Почему знание основ христианского вероучения необходимо "всякому христианину"? Разве для нормального протекания духовной жизни не достаточно ограничиться только областью личного благочестия: молитвой, соблюдением заповедей, посещением храма и тому подобное ? Как показывает опыт, ограничение духовной жизни только областью чувств не дает христианину возможности построить свою жизнь как разумное служение Богу (Рим. 12, 1). Такой христианин не в состоянии исполнить во всей полноте заповедь о любви к Богу. "… возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением [!] твоим (Мф. 22, 37)", такой ответ дал Господь Иисус Христос на вопрос о наибольшей заповеди в законе. Служение Богу требует участия всего человека, включая и душу с ее естественными силами (разум, чувства и воля), и тело. Православию чуждо противопоставление веры и разума, которые неразрывно связаны между собой и предполагают друг друга. Не может быть веры без разума, потому что 1) человек не может верить в то, о чем он совершенно ничего не знает; 2) сама вера должна быть разумной, осмысленной. В то же время и разум нуждается в вере. Скептицизм не ведет к знанию, напротив, подрывает его основы. Само познание мира основывается на двух предпосылках, принимаемых на веру: 1) вере в то, что окружающий мир реально существует; 2) вере в познавательные способности человека, в то, что наши чувства и разум нас не обманывают4. Исключение разума из религиозной сферы неизбежно негативно отразится на всем строе духовной жизни человека. Например, такие печальные явления религиозной жизни, как фанатизм, нездоровый мистицизм, обрядоверие, часто имеют своей причиной невежество в вопросах вероучения.
2.2. Что необходимо для спасения
Целью жизни падшего человека является достижение спасения. "Пространный Катихизис" учит, что "для благоугождения Богу и для спасения души" необходимы5: а) "познание истинного Бога" Но что значит "познать Бога"? Ведь Бог не есть объект познания в общепринятом смысле слова! Поскольку Бог есть Личность, познание Его возможно только через личностное отношение, то есть в опыте богообщения. Поэтому истинное богопознание есть не образ мысли, а, прежде всего, образ жизни, жизнь в непосредственном единстве с Богом. б) "правая вера в Него" То есть наличие у человека правильных представлений о Боге, о Его отношении к миру, так как ложная вера, суеверия, сочетая душу человека с неправдой, объективно отделяют его от Бога. При этом веру как знание о Боге следует четко отличать от непосредственного знания Бога, которое приобретается только на путях личностного богообщения. в) "жизнь по вере и добрые дела" Иными словами, приведение всей жизни человека в соответствие с волей Божией. Необходимость в духовной жизни богообщения и исполнения воли Божией не вызывает сомнения. Через личностное общение с Богом, выражающееся, прежде всего, в молитве и в участии в церковных таинствах, мы получаем освящающую нас благодать, необходимые для праведной жизни силы, а через упражнение в добродетели достигаем духовно-нравственного совершенства. Каково же место и назначение в духовной жизни теоретического знания?
2.3. Понятие о богословии, догматическое сознание
Богопознание, жизнь с Богом - опытный процесс, но духовный опыт по мере накопления становится знанием, а знание, в свою очередь, требует систематизации. Таким образом возникает наука - богословие. Слово "богословие" (греч. qeologiva, от qeov" - Бог и lovgo" - слово) в различные эпохи могло употребляться в различных значениях. Так, свв. отцы Православной Церкви понимали под "богословием" учение о Боге в Самом Себе, о Пресвятой Троице, а все остальные разделы вероучения (о Боге - Творце мира, о Боге - Промыслителе, о Воплощении Сына Божия, о Втором Пришествии Христовом и так далее) относили к области Божественного домостроительства, или икономии6. Позднее богословием стали называть все христианское вероучение, включая учение как о Боге, так и о Его домостроительстве7. В настоящее время под богословием понимают совокупность религиозных наук, среди которых различают догматическое, нравственное, основное, литургическое, пастырское богословие. В корпусе богословских дисциплин особое место принадлежит догматическому богословию. "Православное догматическое богословие - наука, в систематическом порядке раскрывающая содержание основных христианских вероучительных истин (догматов), принимаемых всей полнотой Православной Церкви"8. По определению арх. Макария (Булгакова), догматы9 суть "откровенные (то есть открываемые нам Самим Богом - О. Д.) истины, преподаваемые людям Церковью, как непререкаемые и неизменные правила спасительной веры"10. Вероучение, усвоенное человеком и составляющее предмет его веры, называется догматическим сознанием. Наличие у человека догматического сознания, знание хотя бы основ вероучения необходимо а) для обобщения и систематизации духовного опыта, для сообщения опыта тем, кто его не имеет. Архим. Софроний (Сахаров), ученик прп. Силуана Афонского, передает следующие слова своего преподобного учителя: "Никто из святых не стал бы искать словесного выражения своего опыта…, если бы не стояла задача научить ближнего"11. Лишенный догматического сознания, человек в духовной жизни оказывается совершенно дезориентированным, он подобен слепцу, который вынужден прокладывать себе путь ощупью. Например, он в принципе не способен понять, какое значение в духовной жизни имеет Церковь с ее таинствами, какое место в деле спасения принадлежит собственно человеческой активности. б) для проверки доброкачественности нашего духовного опыта. Ложное, искаженное догматическое сознание не менее опасно для духовной жизни, чем полное его отсутствие.
2.4. Догматическое сознание и ересь
Искажение вероучения в христианском богословии получило наименование "ереси". По своей сущности ересь (от греч. i{ - выбор, предпочтение) представляет собой предпочтение части истины целому, в результате чего одна из граней духовного опыта вырывается из общего контекста и возводится в абсолют. Обычно ересь связана с рационализацией вероучения, стремлением изгнать из богословия момент тайны, подменить опытное знание Бога знанием о Боге, сделать истину веры вполне доступной для человеческого рассудка. Всякое погрешение в вопросах вероучения есть ересь, поэтому с точки зрения канонического права еретиками являются все вообще неправославные. Ересь не есть результат чисто теоретического заблуждения, практически всегда ересь является внешним выражением повреждения в самом строе духовной жизни. Однако будучи выражением ложного духовного опыта, еретическое учение обладает и обратным действием: усвоенное человеческим сознанием, оно неизбежно искажает и саму духовную жизнь, в большей или меньшей степени препятствует соединению человека с Богом. Прп. Силуан предупреждает: "Догматическое сознание органически связано со всем ходом внутренней духовной жизни. Измените в своем догматическом сознании что-либо, и неизменно изменится в соответствующей мере и ваш духовный облик, и вообще образ вашего духовного бытия"12. Например, повреждение учения о Христе неизбежно приводит к искаженному представлению об образе совершения Богом нашего спасения, а следовательно и о путях достижения спасения человеком. Примером того, как незначительные, на первый взгляд, повреждения вероучения способны деформировать духовную жизнь огромных церковных сообществ, могут служить римо-католичество и особенно многочисленные направления современного протестантизма. В первые века исторического бытия Церкви вероучительные истины, являясь непосредственным обобщением живого духовного опыта, не имели умозрительных формулировок. Однако когда начали появляться ереси, Церковь, движимая заботой о духовном здоровье своих чад, вынуждена была установить пределы истины, определить границы религиозного опыта, указать ту черту, которая отделяет истинное церковное учение от ереси. Таким образом появились догматы. Поэтому в определении "Катихизиса" указывается, что это есть наставление именно в православной вере13, то есть в истинной вере, свободной от каких-либо еретических искажений.
2.5. Значение вероучительных истин в жизни христианина
Христианство чуждо какого-либо гностицизма, приобретение богословских знаний никогда не рассматривалось Церковью как самоцель, ибо знание вероучения, даже самое точное и глубокое, само по себе не спасает, не приближает человека к Богу. По словам В. Н. Лосского, "христианское богословие, в конечном счете, всегда только средство", а "христианская теория имеет значение в высшей степени практическое"14. Вероучительные истины, в первую очередь догматы, суть духовные ориентиры, в соответствии с которыми мы можем правильно организовывать нашу религиозную жизнь, приобретать духовный опыт, сохранять его от возможных искажений. Таким образом, вероучительные истины совершенно необходимы для "благоугождения Богу и спасения души", иными словами, они имеют сотериологическое значение15. Не случайно свт. Кирилл Иерусалимский называл изучение догматов "величайшим приобретением"16. Догматы веры являются фундаментом духовной жизни. Попытки выстроить здание своей души, которые не основываются на прочном догматическом основании, подобны строительству дома на песке (Мф. 7, 24-27). | |
| | | | Необходимость знания основ христианского вероучения для всякого христианина | |
|
Похожие темы | |
|
| Права доступа к этому форуму: | Вы не можете отвечать на сообщения
| |
| |
| |