Автор: Алексей Ксендзюк, фрагмент из книги "Видение нагуаля".
В отличие от внимания сновидения, второе внимание - это не произвольный и контролируемый пересмотр собственных иллюзий, это - полноценное и вполне прагматическое (в идеале - целостное) вторжение человека в те области Реальности, где он никогда не существовал и, более того, по молчаливому допущению о данности, - не должен и не может существовать!
Второе внимание - это возможность действовать в той перцептивной области, которая от рождения (согласно "команде Орла", если выражаться мифологическим языком) человеку недоступна. Более того, это - возможность целостного в нее перемещения и целостного в ней пребывания. Сновидение - лишь транспортное средство, доставляющее нас туда. Таким же транспортным средством в определенных обстоятельствах может быть сталкинг.
Время от времени некоторые ситуации осознанного сновидения провоцируют наш переход из сновидения во второе внимание. Чаще всего эти ситуации связаны с появлением в нашем перцептивном поле "союзника" или иного неорганического существа.
Мифологическая часть нашего разума тут же готова приписать этим сущностям определенную метафизическую функцию. Даже сам Кастанеда пал жертвой этого всеобщего человеческого заблуждения.
"Лазутчик" - это транспортное средство, "союзник" - существо, готовое помочь в ситуации перцептивной неопределенности и проникнуть в нужный мир второго внимания!
Рискуя навлечь на себя гнев догматических приверженцев кастанедовских текстов, могу сказать, что это не так. Ни "союзники", ни "лазутчики" сами по себе не способны "приоткрыть завесу" и перенести нас из внимания сновидения в мир второго внимания. Насколько мне известна природа неорганических существ, им глубоко безразличны наши перемещения туда-сюда, наши цели и стремления.
Лично у меня переход из внимания сновидения во второе внимание произошел без помощи неорганических существ вообще. Все эти попытки застращать практиков идеей, что "без помощи союзника ничего не добьешься", следует приписать либо очередному поучительному "надувательству" со стороны дона Хуана, либо - чрезмерно пылкому писательскому воображению Кастанеды. Та и другая причины (если они имели место) вполне согласуются с человеческой психологией.
Нет ничего более чарующе-притягательного и одновременно путающего для человека, чем участие в его судьбе "потусторонних существ". С одной стороны, он чувствует себя значительным, с другой - объектом агрессивных устремлений. По сути, это лишь перенесенная в "потусторонние миры" ситуация с Ла Каталиной, которая так запугала бедного Карлоса, что ему пришлось заниматься практикой, невзирая на свою лень и мысли о том, что он тратит время "зря". Это - так называемый "стоящий противник".
Абсолютное большинство практиков, мечтающих чего-то достичь на поприще толтекского знания, нуждается в таком воображаемом "противнике". Но проблема заключается в том, что у нас нет Нагваля, который бы поддерживал атмосферу страха и той самой "прижатости к стенке". Мы вынуждены все делать самостоятельно и с полным осознанием происходящего. Вот почему я не вижу причин для устрашения "новых толтеков" неорганическими существами.
Реальный "союзник" может вас убить. Он же способен вам помочь в определенной ситуации. Но не он является ключом ко второму вниманию. На самом деле из него нельзя даже сделать своего рода "домашнее животное".
Когда мы пользуемся его энергией, он всегда отдает ее неохотно. "Лазутчики" примитивны и глупы, "союзники" умны, сильны и подвижны. Ни в первом, ни во втором случае вы не получите от них ничего даром. Разумными "союзниками" движет не столько потребность в энергии, сколько интерес. Неразумными "лазутчиками" движет инстинкт - они порхают из одной перцептивной зоны в другую, и если перетащат вместе с собой ваше тело сновидения, то, скорее всего, этого не заметят.
Как бы там ни было, "союзники" (несмотря на присвоенное им название) - нам вовсе не союзники. Они сильнее нас, умнее нас, и если участвуют в наших действиях, то обычно просто забавляются. Рассчитывать на их помощь - нелепо. Они подобны "зеленому ангелу" из известного романа Майринка - всю жизнь могут обещать, что сделают это "послезавтра". (Майринк. Ангел Западного Окна.)
Даже в том случае, если вы впервые перешли из внимания сновидения во второе внимание с помощью "союзника", - не доверяйте ему. Впрочем, степень их влияния на вас, как и степень участия в вашей "потусторонней жизни", полностью обусловлена состоянием тела сновидения. В том числе именно по этой причине я уделил столько внимания этому процессу в главах, посвященных сновидческой практике.
Плотное тело сновидения - это, с одной стороны, гарантия, что вы войдете во второе внимание самостоятельно, с другой - что неорганические существа не будут вас особенно донимать. (Любопытство оставьте на потом - всякому интересно поближе познакомиться с "союзником", но сначала вы должны убедиться, что не слабее его.) Человеческое тело сновидения на должном уровне плотности в состоянии противостоять любым силовым атакам со стороны неорганических существ.
Я встретился со своим настоящим "противником" через шесть лет после начала практики толтекских сновидений. Теперь, задним числом, я понимаю, что он был своего рода "стражем", поскольку находился как раз на уровне перехода из внимания сновидения во второе внимание. В ту самую ночь я понял, что только развитое тело сновидения может удержать меня "на месте" и заставить "потустороннюю" скотину отступить. Пересказывать саму историю не имеет смысла. Иллюзии тоналя то и дело навязывали моему противнику разные образы, среда менялась (Но что любопытно:
тело при это чувствовало, что это лишь декорации и никакого реального движения не происходит!). Моя неопытность дала противнику лишний шанс, а мои "щиты", рассчитанные только на оборону, но не на нападение, слишком чутко реагировали на эмоциональные волны, исходящие от неорганического существа.
Этот эпизод еще раз убедил меня в жизненной необходимости безупречности. Восстановив тело, следуя алгоритму "стержень - руки - голова", я неожиданно понял, что полностью проснулся. Ни место, ни время (я видел солнечный закат) не давали мне никаких оснований предполагать, что я действительно вернулся в мир первого внимания. И все же - тело знало.
Второе внимание - это состояние полностью пробудившегося аппарата тоналя в ином режиме восприятия. Лишь одно чувство смущает сновидца, когда он попадает во второе внимание, - то, что там он находится не полностью. Отсюда ощущение, словно что-то забыл, какая-то иррациональная растерянность. И это естественно - тело помнит, что буквально несколько секунд назад оно видело яркие, осознанные сны, но теперь - перед ним реальность, не имеющая никакого рационального соответствия тому миру, что остался в состоянии бодрствования.
Сталкеры воспринимают этот процесс иначе (здесь я могу опираться на опыт собственной жены) - во-первых, они не встречают неорганических существ, исполняющих роль "стража" второго внимания, во-вторых, они почему-то пугаются самого момента засыпания (если предчувствуют вхождение во второе внимание) и сразу попадают в состояние "сновидения-наяву". Все было бы хорошо, но дело в том, что именно здесь накопившиеся проблемы проявляют себя ярко и всесторонне. В самых худших случаях сталкеры оказываются в натуральном фильме ужасов, который даже за кошмар выдать невозможно (они-то помнят, что не засыпали!).
Но наша книга не о сталкерах, а о сновидящих. У сновидящих другие проблемы - им труднее вычленить состояние второго внимания из потока сновидческих галлюцинаций. Бывают забавные случаи - сновидец пребывает во втором внимании, но при этом продолжает действовать по сценарию осознанного сновидения.
С одной стороны, это забавно. С другой - рискованно и опасно. Именно нечеткость грани между вниманием сновидения и вторым вниманием, как мне кажется, заставила дона Хуана назвать сновидение "смертельной игрой". Если вы - сновидящий, вам неплохо было бы усвоить простое правило: все, что вам снится, может оказаться реальностью. Оно может быть искажено неверной интерпретацией, оно может оказаться продуктом собственного воображения - но не стоит на это рассчитывать. Среди сновидящих уже есть жертвы - имейте это в виду! Их не слишком много, но достаточно, чтобы остальные усвоили правила безопасности.
Первое правило: плотность тела сновидения.
Второе правило: не вступать в контакт с неорганическими существами вплоть до полного освоения второго внимания.
Третье правило: безупречность и отстраненность от всего наблюдаемого.
Подобных правил можно сочинить бесчисленное множество. Беда в том, что те, кому эти правила предназначены, не обращают на них никакого внимания. Легкомысленные сновидящие могут закончить свою жизнь в психиатрической клинике. Самые удачливые из них - просто теряют способность к сновидению на всю оставшуюся жизнь.
Попробуйте осознать это, ибо второе внимание отличается от внимания сновидения тем, что оно является полем реальных энергетических воздействий. Осознанное сновидение - только подступ к Трансформации, сама же Трансформация осуществляется в пробуждении ото сна.
Человек устроен и проще, и сложнее одновременно. Проще - потому что его способности управлять собственным осознанием всегда находятся на "кончиках пальцев", сложнее - потому что мир требует от человека намного большего. Перцептивная среда не удовлетворится простым проникновением ("мистическим совокуплением"), она жаждет участия и жизни, сопричастности - вот суть иных перцептивных миров. А мы, сновидящие, принимаем их в качестве "призраков", не в состоянии отличить реальность от иллюзий. Мы ищем свидетельств, которых нет и быть не может. Мы ищем подтверждений там, где мы воспринимаем все окружающее как подлинный источник всякого существования.
В момент перехода от внимания сновидения ко второму вниманию мы сильно меняемся. Мы переживаем процесс трансформации энергообмена. Тело сновидения, которое должно быть к этому моменту достаточно развито, берет на себя основной удар.
Поскольку тело сновидения тесно связано с телом первого внимания (физическим), сновидцы часто получают удар по всей своей психофизиологической конституции. История знает множество случаев, когда после яркого и убедительного сновидения человек пробуждался с синяками, царапинами и даже более серьезными травмами - что полностью соответствует реальному миру.
Очень многие полагают, что просто осознанное сновидение или сновидение толтекское - необходимое и достаточное условие для тех "сверхъестественных" способностей, что описывал в своих книгах Карлос Кастанеда. Конечно, это не так, и потому методики Толи и Лабержа всегда останутся внутри "данного нам" мира - это детские игры для любознательных, это показательная демонстрация способностей человеческого осознания упорядочить само себя.