КОВЕН ВЕРХОВНЫХ ВЕДЬМ
КОВЕН ВЕРХОВНЫХ ВЕДЬМ
КОВЕН ВЕРХОВНЫХ ВЕДЬМ
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.


Магия и эзотерика. Профессиональные услуги. Обучение магии.
 
ФорумФорум  ПорталПортал  Последние изображенияПоследние изображения  О нашем форуме  Наши Акции  Отзывы  ПоискПоиск  РегистрацияРегистрация  Наш КаналНаш Канал  ВходВход  
УВАЖАЕМЫЕ УЧАСТНИКИ И ГОСТИ НАШЕГО ПРОЕКТА! НАШ ПРОЕКТ ПРИГЛАШАЕТ ЖЕЛАЮЩИХ НА ОБУЧЕНИЕ В ШКОЛЫ, МАСТЕР-КЛАССЫ, СЕМИНАРЫ. ТАКЖЕ НА НАШЕМ ПРОЕКТЕ НА ПОСТОЯННОЙ ОСНОВЕ ВЕДУТ ПРИЁМЫ И КОНСУЛЬТАЦИИ ПРАКТИКУЮЩИЕ МАСТЕРА.
Последние темы
» Энергетические причины бесплодия
 Народная медицина въ лубенскомъ уѣздѣ, полтавсой губ. EmptyСегодня в 16:42 автор Марго

» Ежели учуяла что на свои нож ведимач что худое умотала люд правя али место им закрывая
 Народная медицина въ лубенскомъ уѣздѣ, полтавсой губ. EmptyСегодня в 16:40 автор Марго

» Приворот
 Народная медицина въ лубенскомъ уѣздѣ, полтавсой губ. EmptyСегодня в 16:38 автор Марго

» Ежели бабина пришла да жалитси что мужичина ее ко вдовице какои захаживат да ее жилою своею мужицкою
 Народная медицина въ лубенскомъ уѣздѣ, полтавсой губ. EmptyСегодня в 16:27 автор Марго

»  На своем крылице крест ножом ведимачим вырежи да молитву черну сказваи и неодин вор лиходеи в избу
 Народная медицина въ лубенскомъ уѣздѣ, полтавсой губ. EmptyСегодня в 16:26 автор Марго

» Ежели людина по каторгам скитаитси да каки во деревню возвращаитси враз во хмели борагозит опяти да
 Народная медицина въ лубенскомъ уѣздѣ, полтавсой губ. EmptyСегодня в 16:23 автор Марго

» Ежели бабу кликушею сделати хотиши
 Народная медицина въ лубенскомъ уѣздѣ, полтавсой губ. EmptyСегодня в 16:22 автор Марго

» На беды в избе
 Народная медицина въ лубенскомъ уѣздѣ, полтавсой губ. EmptyСегодня в 16:21 автор Марго

» Дураком сделать
 Народная медицина въ лубенскомъ уѣздѣ, полтавсой губ. EmptyСегодня в 16:20 автор Марго

» Ежели девку спортити каку дюже хоца на одиночество
 Народная медицина въ лубенскомъ уѣздѣ, полтавсой губ. EmptyСегодня в 16:17 автор Марго

» Отвести от себя беду на зеркало
 Народная медицина въ лубенскомъ уѣздѣ, полтавсой губ. EmptyЧт Май 23 2024, 19:27 автор Марго

» На перекресте погостном чти для дела верного усилинения
 Народная медицина въ лубенскомъ уѣздѣ, полтавсой губ. EmptyЧт Май 23 2024, 19:25 автор Марго

» На самоповреждение и смерть
 Народная медицина въ лубенскомъ уѣздѣ, полтавсой губ. EmptyЧт Май 23 2024, 19:11 автор Марго

» Чтобы человек как свинья стал
 Народная медицина въ лубенскомъ уѣздѣ, полтавсой губ. EmptyЧт Май 23 2024, 19:10 автор Марго

» На скандалы в семье
 Народная медицина въ лубенскомъ уѣздѣ, полтавсой губ. EmptyЧт Май 23 2024, 19:09 автор Марго

Кто сейчас на форуме
Сейчас посетителей на форуме: 7, из них зарегистрированных: 0, скрытых: 0 и гостей: 7

Нет

Больше всего посетителей (205) здесь было Пн Фев 12 2018, 13:24
Мы в Контакте

Наш Канал На YouTube


Наш Канал На YouTube


 

  Народная медицина въ лубенскомъ уѣздѣ, полтавсой губ.

Перейти вниз 
АвторСообщение
Марго
Ведьма
Марго


Сообщения : 37920
Дата регистрации : 2013-05-31
Откуда : Из леса, где много диких партизан..

 Народная медицина въ лубенскомъ уѣздѣ, полтавсой губ. Empty
СообщениеТема: Народная медицина въ лубенскомъ уѣздѣ, полтавсой губ.    Народная медицина въ лубенскомъ уѣздѣ, полтавсой губ. EmptyВс Янв 05 2014, 17:46

Народная медицина въ лубенскомъ уѣздѣ, полтавсой губ.

Заразныя болезни.

Грызь и её лечение. 
Ревматическая боль поясницы, срывание боли. 
Лихорадка, олицегворение и её лечение: питье, рвотное, амулеты,
пе­редача болезни, угощение духовъ, заговоры. 
Повальный заразительные болезни.
Грызь.
Въ народе встречается только такое краткое описание грызи или ревматизма: "почне ломыть руку, або ногу, покы зробытся грызь". Бываетъ она отъ трудовъ,переутомленія и уроков. Од нея бабы советуютъ следующие меры:
___ найдя какуюнибудь кость, взять ее полой или платком, обвести вокруг 
больного места и положить обратно в то-же положение, в котором кость прежде лежала; также советуютъ перевязать больной член намоткой или путом, которыми раньше пере­вязывались ноги мертвеца, приговаривая: „цей мертвый замыра, нехай раби Божий *** грызь одбыра", или ниткой, спряде­ной в чистый четверг обнаженной женщиной на пороге, или весильною ныткой, т. е. красной заполочью, которой бывает обернута свадебная шишка в знак целомудрия молодой, служащей украшением родственниц молодой , и еще той связкой (шнурком или лычком), на которую нанизывалась соленая рыба, при чем следует произнесть: „не раз, не два, не тры“ и завязать узел. Растираютъ 
больное место: наваром старой меди в молоке, серными веще­ством, стертым с салом, мозгом из костей, мочей, летучей мазью ( ЛЕТУЧАЯ МАЗЬ, Linimentum volatile , Linimentum ammoniatum, смесь легко омы-ляющегося жирного масла с аммиаком (нашатырным спиртом). По Ф VII Л. м.—смесь 3 частей подсолнечного масла с 1 частью нашатырного спирта, содержащего 10% NH3. Вследствие трудной омыляемости подсол-. н« чного масла эта смесь непрочна и разделяется при стоянии на два слоя. Как и другие линименты, Л. м. представляет эмульсию воды в масле, удерживаемую в тонкой дисперсии аммиачным мылом, образующимся благодаря наличию в масле нек-рей д-\пи свободных жирных к-т. Можно увеличить прочность эмульсии заменой части масла олеиновой к-той или легко омыляющимся кокосовым маслом. Сгустившуюся мазь разжижают (Ф VII) небольшим количеством 90°-ного спирта. Рекомендуется готовить Л. м. на непродолжительный срок. — Д е й-с т в и е летучей мази сводится к раздражающему действию аммиака, слегка нейтрализуемому д< йствием жира. Применяется только наружно как местнораздражаю-щее и отвлекающее средство для растираний.—К Л. м. можно добавлять лекарственные вещества, растворимые в масле, напр. до 10% камфоры, ментол, эфирные масла, немного (5%) хлороформа и т. п. Добавление веществ, растворимых в воде (йодистый калий) или реагирующих с аммиаком (иод, йодная настойка, салициловая к-та и т. п.), не рекомендуется как бесцельное: эти вещества сквозь неповрежденную кожу не всасываются и только нарушают стойкость Л.м.), семибратней кровью (В народе Зверобой часто называют: Зверобой обыкновенный, Зверобой пронзенный (или пронзеннолистый), зверобойник, воронец, дюравец, заячья кровь, Иванова кровь, Ивановская трава, кровавник, пупочная трава, свитоянское зелье, семибратная кровь , хворобой, чертогон, Balm-of-Warrior - Бальзам воинов, Grace-of-God – Милость Бога (англ), Johannisblut – Кровь святого Иоанна (нем), Dziurawiec pospolity (польск.), Божа крiвця, стокрiвця, свєнтоянське зiлля (укр).), солью (рономъ-т.е шахтная соль), скипидаром, вод­кой, настоянной на одном из слѣдующих веществ: перце, горчице, калгане, имбире, муравьях, живокосте, коровьяке 
При ревматических страданиях ног,
ноги ставят в теплую ванну, с примесью калиновых, ольховых, дубовых однолетних побегов или засушенной в мешке на печи муравьиной куче. 
Обкладывают больные члены: клочьями или глиной, намокшими в соли, скотским навозом, овечьим и козьим калом. К икрамъ ставят 7 пьявок. Лучшим средством от ревматизма народ признает грызение, состоящее 
въ том, что баба берет больное место в рот и жует до­вольно больно зубами. Грызть с успехом могут лишь пер­венцы, последніе и незаконнорожденные. Грызя, приговаривают и шепчут: „грызь, грызь! ты не грызы и не ломы; и крови не бун­туй “, „не ты мене грызешъ, а я тебе грызу. Тьфу, тьфу и я тебе загрызаю", „я тебе, дубе, зйимъ зъ коринням, з насинням".
„У мене зубы щучынм. Я не тило грызу, а я грызь загры­заю. Тут тоби не стояты, суставив не грызты. А всёго грызю девять зубив, а з девяты— восим, з восьмы— сим, 
з сёмы— шисть, з шесты— пять, з пяты— чотыри, з че­
тырёхъ— тры, а з трёх—два, а з двох до одного, а одного— ни до одного“ .
Ты, грызь— грызыще! А в грызи два зуба, а в мене 
одын,— я й тым загрызу. Ты, грызь, выхова, ты, грызь, и грудовна и прыстритна- Тутъ тоби, грызь, не стояты, суставив не крутыты и жылъ не сушыты. Я тебе выгрызаю, од рабы Божои *** одганяю“.
 (Хут. Тарновщина, отъ Соф. Писарен- 
ковой).
„Грызь, грызь! подумана, погадана, испытана, изйидена, 
чоловича, жоноча, парубоча, дивоча! одна грызь, дви грызи, 
тры грызи, чотыри грызи, пять грызей, шисть грызей, симъ 
грызей, восимъ грызей, девять грызей нарожденного, молытвя- 
ного Васыля“.
„Грызь— грызыще! тутъ тоби^не стояты, жовтои косты не 
грыэты и серденька не сушыты и червонои кровы не пыты. 
Иды соби на очерета и ыа болота, и на велыісе купьн. Тамъ 
соби оселыся, тамъ соби остановыся, тамъ соби болы, тамъ соби 
й грызы, а Матиръ Божа прыступае, свои слова посылае: шобъ 
давъ Господь мылосердный на здоровья чоловикова".
 (С- Лит- 
вяки, отъ Ф. Гузёминой).
Боль поясницы.
Боль поясницы, зависящая отъ ревматизма, разрыва волоконъ 
спинной мышцы и иногда отъ причинъ, неясныхъ для самой 
медицины, по мнѣнію народа есть по преимуществу болѣзнь 
старости, наслѣдіе долгой трудовой жизни. Кромѣ переутомленія,
поднятія тяжести, признаютъ, впрочемъ, что „поперекъ* 
болитъ и отъ простуды, и отъ уровъ. Въ предуирежденіе этой
болѣзни, услышавъ первый весенній громъ, опираются поясни­
цей о плетень, „пидпырають тынъ“, и первую горсть сжатаго 
хлѣба жница затыкаетъ себѣ за поясъ. Заболѣвшую поясницу 
парятъ вь теплой ваннѣ или на „черини“, для чего печь сма- 
зываютъ, настилаютъ гречневой соломой, поливаютъ квасомъ, а 
сверху кладутъ больного; также растираютъ больное мѣсто: 
песвомъ,*сокомъ рѣдьки и хрѣна, керосиномъ, скипидаромъ съ 
нашатырнымъ спиртомъ. Поперекъ еще срываютъ. Оиерація эта 
производился различно. Женщина ведетъ большимъ пальцемъ 
руки по спинному хребту больного или, положивъ ногу на спин- 
вой хребетъ, продвигаетъ пяту такъ, чтобы ощупать, „перели- 
чыть“ всѣ позвонки, или крѣпко крутитъ, приподымаетъ и мнетъ 
кожу на поясницѣ, давитъ въ поясницу кулаками и колѣнями. 
Отъ этиХъ мѣропріятій развивается значительная теплота-
Лихорадка.
Народъ склоненъ признавать лихорадку духомъ и въ на­
стоящее время, не только прежде, какъ видно изъ устныхъ и 
письменяыхъ свидѣтельствъ. Не рѣдко приходится слышать отъ 
врестьянокъ, что „лыхорадка бува одъ того, що лыхый духъ 
уберется въ середыну та й трясе“, „лыхорадкы нехрещеного царя 
Ырода дочкы; кожна жыве въ болоти". Ихъ бранятъ: „трясешъ! 
бодай ты болотомь трясла“! „Йе мижъ имы плясовыця, та що 
одсикла Ивану Предтечи голову. Хто его почнта, до того вона 
не прычепытся*. Другіе опредѣляютъ лихорадку кратко: „воно 
ело". Съ такими устными народными опредѣленіями согласны и 
слѣдуюіція письменныя олицетворенія лихорадокъ: заклинатель- 
ная формула на греческомъ языкѣ, хранящаяся въ Луврскомъ 
музеѣ, направлена, между прочимъ, на демоновъ лихорадки *). 
Грузинамъ лихорадка представляется худымъ, блѣднымъ суще- 
ствомъ 2). По веливоруссвимъ народнымъ понятіямъ, лихорадки 
выгоняются изъ ада. Онѣ уродливы, голодны, нападаютъ на ви-
новатаго. Баба смываютъ отъ нихъ притолоки водой съ разны­
ми снадобьями: солью, золой изъ семи печей, землянымъ углемъ 
и чернобыльникомъ. Костромскіе крестьяне называютъ февраль­
скую лихорадку „кумаха*1). Лихорадки— простоволосыя женщины, 
крылатыя сестры 2). Бѣлоруссы считаютъ ихъ: Иродовыми доч­
ками, дочерями даря Ятнецкаго 3). Малоруссы олицетворяютъ 
лихорадку старухой, живущей въ лѣсу, или дѣвицей *). Однажды 
крестьяниаъ слышалъ, какъ три лихорадки сговаривались войти 
въ людей,— одна съ ложкой гороха 5). Такъ-какъ въ программу 
лихорадки входят» еще другія заболѣванія, кромѣ маларіи, а 
именно: тифъ, гриппъ, бронхитъ, воспаленіе легкихъ 6), то 
симптомы этихъ болѣзней, а также и самой маларіи, народъ 
считаетъ отдѣльными видами лихорадокъ и насчитываетъ этихъ 
видовъ: 7, 12, 9, 25, 74, 77 и до 99 давая имъ по симпто- 
матическинъ и этіологическимъ основаніямъ слѣдующія названія: 
поганка, титка, пропасныця, напрасныця, трясця, трясовыця 
гнитуха, которая ломаетъ кости и морозитъ, но не трясетъ, 
ворчій (у черноморцевъ), жарка, (одъ ней млосно), витрова, 
водяна, переполошна, прозирна. IIо Далю еще: пидтынныця, 
гноева, степова, веретынныця, бывающая отъ пряденія., При­
чинами болѣзни, кромѣ указанных^, бываютъ еще: сонъ вес­
ной на землѣ, вообще слишкомъ продолжительный сонъ, не­
воздержанность въ пищѣ: кислое питье, овощи, незрѣлые фрук­
ты, свѣжая рыба, излишества пасхальваго стола, главнымъ же 
образомъ уроки: „наслата зъ людей, зъ очей— найшвыдче“.
Наиболѣе дѣйствительнымъ средствомъ отъ лихорадки счи­тается 
полынь, котораго корни, собран­ные до первого грома,
пьютъ настоянными на водкѣ или пополамъ съ молокомъ, 
или просто скусываютъ верхушки растенія.
Народомь замѣчено дѣйствіе полыня на нервы: „полынь дурный
писля его спивають у лыхорадци". Его уиотребляютъ во 
всей полтавской губ. и у великороссіянъ . Также полезными 
отъ лихорадокъ признаются: настой корней аира ,
выкопанныхъ до перваго грома , руты полевой, 
петрова батога , ромашки , деревія , чернобыля , марьянки, цмина , очыстка 
, перця, подсолнечника, настояннаго на водкѣ въ количествѣ 2-хъ верхушекъ 
(макушекъ) на бутылку. Даютъ пить: взрослому пол рюмки, 
дѣтямъ по 20 капель, или настояннаго на чаѣ изъ цвѣтовъ и 
сѣмянъ, по три ложки въ день- О лѣченіи подсолнухомъ упо­
мянуто у Сумцова 4) и въ журналѣ „ Фельдшера “ 1898 г. № 18, 
490. 
Пьютъ также: отваръ листьев бузка и вербовой коры. Послѣд- 
ияя, вмѣстѣ сь ивовой, дубовой, вишневой, осиновой, сливной 
корой, полынемъ, ирнымъ корнемъ и горечавкой Кромѣ перечисленныхъ
растеній, больные лихорадкой принимаютъ еще внутрь, 
воду съ горстью сажи и табака, воду черезъ чубукъ, водку ;
воду съ „трыдевятью жарынкамы" (угольками съ огнемъ), воду съ солью и глиной, счи­щенной съ четырехъ оконъ навкрестъ, воду послѣ собаки, на­
поенной черезъ порогъ, воду съ собачьиыъ пометомъ, приго­
товленную такимъ образомъ, что въ ыиску льютъ воду чрезъ 
сито, въ которое положенъ этотъ пометь; воду, въ которой 
вымыли кота, намочили толченую таранью голову, стерли 
„жовна“, т. е. известковый жерновки, отложившіяся въ желудкѣ 
рака въ періодъ линяаія, или вкинули паутину въ видѣ пилюль. 
Съѣдаютъ также сухари хлѣба, взятаго съ горячаго обѣда, т. е. 
перваго похороннаго, и лина, сжареннаго на воскѣ. Вѣроятно 
некоторыми изъ этихъ средствъ стремятся вызвать рвоту у боль­
ного и тѣмъ прекратить лихорадку, такъ какъ „иногда при 
употребленіи рвотныхъ средствъ прекращается приступъ, осо­
бенно если лихорадка начинается при разстройствахъ желудка" *). 
Съ тою же цѣлью, между прочимъ, больные цѣлуютъ собачій 
калъ черезъ платокъ, затѣмъ знахарка умываетъ ихъ „навхрестъ 
навпакы рукою навыдли, т. е., оборотомъ руки, приговаривая: 
„поганый гисть, хай оце йисть“. Другой способъ лѣченія— под- 
куриванье больного различными веществами: остатками святоч- 
наго стола: пасхи, хрѣна, яичной скорлупы , пшеницей,
освящаемой съ пасхой, ладаномъ и смирной. Подкуриваютъ также волосами,
какъ въ Индіи *), конской мычкой и вопытомъ, сушенымъ слѣпнемъ а въ Харьковской губ. еще летучей мышью , кровью 
пѣтуха, варѣзаннаго на Меланки, собранною на глину; скорлу­
пой ^лелечыхъ* (аистовыхъ) яицъ, ремезовымъ гнѣздомъ,— средствомъ, упоминаемымъ сушеной жабой, найденной въ колеѣ,
раздавленною лягушкой, сушеной щукой, выпрыгнувшей и8ъ 
воды въ челнъ рыбака, также рыбкой, найденной внутри дру­
гой рыбы, слинявшей чешуей змѣи, „гадючымъ лыновыщомъ*, 
какъ и въ Харьковской губ. *), рогами жуковъ, мертвыми пче­
лами въ Екатеринославской губ. 2); первой сжатой горстью рж ^ 
заткнутой жницей ва поясь, помеломъ, стружками кочерги, хва- 
токъ, лопаты, тряпками, которыми ватыкаютъ трубу, уксусомъ 
-съ глиной и сииртомъ, настояннымъ на калганѣ. Слѣдующее 
народное средство противъ лихорадки— ношеміе амулетовъ, столь 
распространенное и въ древности, когда кусочки матеріи, камни, стекла
съ надписями, символическими знаками, также узлы (наузы)— считались сильнѣйшими средствами противъ духовъ также предохраняли 
отъ болѣзней: статуи, изображенія, въ томъ числѣ исісаженныя 
фигурки съ ногами и колѣняни на- обороть, символы, аттрибуты боговь, 
камни съ надписями и рисунками, а у христіанъ— священный изображенія. 
Мѣстной народной медицинѣ извѣстны какъ предохраняюгціе отъ 
лихо­радки предметы, касающіеся религіи, такъ и амулеты вообще. 
Больные лихорадкой надѣваютъ на шею крестики или „божечкы*, 
висящіе около иконы Исачковской Божьей Матери, также бусы, 
называемый „око Божои Матери", пріобрѣтаемыя въ Кіевѣ, и 
восковые крестики изъ свѣчи, поставленной больнымъ и снятой 
послѣ херувимской. Въ качествѣ амулетовъ носятъ привязаннымъ 
подъ рукой или въ пазухѣ куриное яйцо отъ 3 — 9 дней. „Воно 
(зло, нечыстый духъ) чысто зйисть билокъ, останется тилько 
жовгокъ*, „вона (лихорадка) зйисть його— останется тилько 
шкарупа", которую и выбрасываютъ на перекрестокъ.
 Пленку 
аистовыхъ яицъ, изъ которыхъ уже вышли птенцы, наматываютъ 
себѣ на пальцы. Носятъ живую мышь, живую или засушенную 
жабу на шеѣ въ платкѣ или мѣшочкѣ. „Жыва крычыть, покы не
здохне“. В ъ Чехіи носятъ шкуру змѣи, убитой на св. Те­
ория, что имѣетъ связь съ культомъ змѣй у Грековъ и Рим- 
лянъ ; носятъ на шеѣ живого кузнечика. „Пропасныця спро- 
тывытся и кыне“. Носятъ еще шнурокъ, на которомъ была по- 
вѣшена черепаха, 9 дней и смолу, вынутую изъ четырехъ ко- 
лбсъ, навкрестъ, 9 дней, затѣмъ кидают* черезъ голову на рас- 
путьи. Лихорадку хотятъ ужаснуть, и съ этой цѣлью больного 
внезапно окачиваютъ во время припадка холодной водой. „Вона 
злякается и выскочить зъ чоловика*; заснувшему больному пус- 
каютъ за спину зеленую водяную лягушку, какой пріемъ извѣс- 
тенъ и въ Кіевской губ. Если испугъ не помогаетъ, то ли­
хорадку думаютъ умертвить такимъ образомъ: больной идетъ на 
разсвѣтѣ на кладбище, беретъ на старой, или дучше новой, мо- 
гилѣ три горсти земли, приговаривая: „добрывечиръ вамъ, мощи! 
дайте постелю, бо найихалы гости “— и, завязывая землю въ 
узелъ, кладутъ себѣ на ночь въ изголовье или за пазуху, а на 
другой день, или черезъ три дня, относятъ землю на могилу; 
возвращаются не оглядываясь. , этой землей под­куриваются.
Смыслъ этого пріема тотъ, что вещи, прикасавшіяся къ мертвецу,
получаютъ умерщвляющее вначеніе .
Ли­хорадку топятъ, для чего больная идетъ къ рѣкѣ на разсвѣтѣ 
въ одной рубашкѣ, купается, бросаетъ рубашку въ воду и воз­
вращается нагой. Особенно полезно купанье въ Чистый четвергъ.
Тотъ-же смыслъ умерщвленія болѣвни заключаютъ въ 
себѣ, вѣроятно, и слѣдующіе пріемы съ бѣльемъ и одеждой: 
больная ставитъ съ вечера подъ верхъ мавницу, въ полночь
подходить и, объявивъ: „оце я тоби, мазНыце, кыдаю лихорадку 
й сорочку, скидаетъ черезъ порогъ рубашку и уходитъ голая, 
а потомъ забрасываетъ рубашку на крышу или дривотню до
3-хъ дней; или больная кладетъ свою рубашку подъ верхъ и 
наваливаегъ камнемъ до сутокъ, а затѣмъ или затыкаетъ ею 
верхъ, или вѣшаетъ „на захидъ сонця, бо туды лыхорадкы сходять". 
Чрезъ сутки рубашку моютъ, накуриваютъ херувимскимъ ладаномъ и надѣваютъ. Голаго больнаго загоняютъ вѣникомъ въ сажъ, приговаривая: „якый гисть, така тоби й честь.“ Бросивъ вѣникъ, возвращаются, не оборачиваясь. Рубашку 
относятъ въ „прыгрубныкъ“ подъ верхъ и наворачиваютъ кам­немъ, оставляя тамъ до 9 дней, а больному несутъ въ сажъ чистую одежду
Примѣняютъ передачу болѣзни и такими спо­собами: больной накручиваетъ на хлѣбѣ въ нолѣ „тры накрутки у глупу ничъ*; больного ведутъ къ вербѣ съ веревкой на шеѣ, 
подгоняя деркачемъ,— деркачъ вѣшаютъ на вербу, а веревкой 
подвязываютъ дерево; больной, навязавъ на шнуркѣ тридевять 
уздовъ и опоясавъ себя имъ, приближается спиной („задка*) къ 
дереву и, проговоривъ: „васъ 77, нате вамъ гостынець усимь!“, 
привязываетъ къ дереву шнурокъ, не осматриваясь.— „Тоди вона 
отстряне; больная, срѣзавъ ногти и волоса навхрестъ и, пой- 
мавъ живого рака, кладетъ ихъ въ клешню, заворотивъ въ бу­
мажку, потомъ пускаетъ рака на рѣчку, приговаривая: „идывы 
раче, за водою, беры трясцю за собою. Больная плюетъ и воз­
вращается, не оглядываясь. 
То-же средство На палочкѣ нарезываютъ 77 чер- 
точекъ и, отнеся на перекрестокъ и ли в рѣку, говорятъ: васъ 
77, оце вамъ плата всимъ. Для угощенія лихорадки отрѣзавается 
край перваго вынутаго ивъ печи хлѣба, или отсчитывается 77 
зеренъ пшена, которая завертуютъ въ иаутину или въ яйцо, или 
такъ завязываютъ въ пазуху, и больная идетъ къ рѣкѣ на зарѣ, 
становится спиной къ рѣкѣ и, бросая черезъ себя хлѣбъ или 
пшено, приговариваетъ: „Добры-день вамъ, таточкы-голубочкы! 
васъ 77 и нате вамъ пшона усимъ. Одъ мене рожденои, молы-
твеной, хрещенои Маріи одречиться;*) возвращается не озираясь* 
Больная въ припадкѣ озноба покугпаетъ въ корчмѣ водку, и 
оставивъ на столѣ, уходитъ, говора: „ постойте, поклычу титку;“ 
или одѣвается дома парадно, садится за столъ, ставить водку и, 
проговоривъ: „выпыймо, титусю!“, отпиваетъ; погодя ньетъ опять, 
покуда не покончитъ. Не должна скидать одежды до окончанія 
припадка. Заговариваютъ лихорадки такъ:
„Титкы, титкы! васъ 77, нате снидаты всимъ. Всяке зилля 
бездилля, клыче бугай на весилля.“
 (С. Волчекъ).
Поганокъ симдесятъ симъ и йе вамъ мисто усимъ. И 
идить вы на очерета, на болота и въ свои миста.“
 (М. Снѣтинъ).
Иды соби иа очерета, на болота та на свои миста, де 
витеръ не віе, де сонце не гріе, де праведне сонечко не схо- 
дыть, де людськый гласъ не заходыть; де люде не хрыстятся. 
Трясы соби очеретамы, болотами, та своимы лыстамы*.
 (С. Лит- 
вяви, отъ Анны Кириченвовой).
„Лыхорадка! ты прознрна, ты й водяна, ты й витряна, ііо- 
думана й нога дана. Пиды соби на воды, на витры, на огни и 
на дыма! Тутъ тоби у голови 'не стоять, жовтои кости не 
ламать. Пиды ты соби на огни, па дыма, на велыки степа. 
Тамъ тоби буде хороше гулять и людей морсьвыхъ знобыть
"» 
(с. Литвяки, отъ Н. Кедевой).
„На гори на Голгохви стоявь дубъ венерсьвый. Пидъ тымъ. 
дубомъ сыдило симъ мучевыкивъ: Архистратый Михаилъ, Гав- 
рыилъ, Урыилъ,_Меѳтодымъ, Сызонтій, Блементій, Иванъ Пред­
теча— и выдилы дыво престрашне, чудное: и вийшло зъ моря 
17 женъ, просто нагіе, роспоясавше, роспущени волоса. ІІидій- 
шовъ къ имъ Иванъ Предтеча, начавъ ихъ иытать: хто вы 
таки? куды вы йдете? — Ми йдемо у градъ Хрыстовый людей 
мучыты, вровъ пыты, тило томыты, смерты иредаваты. Та дав 
им Иванъ Предтеча своею тростю по ихнимъ головамъ, 
сто рань заклынающыхъ.— „Ой, Иванъ Предтеча! хто ваши 
буде имена нарычаты, або хто буде над головою на воду чытаты,
то мы до того не прыкоснемося во викы виковъ аминь
(С 
Мгарь, отъ Емченвовой).
Ишло 77 напрасныць и силы на марганахъ, и вкрылыся 
вафоромъ. Прыходе святый Васыль и пытае: „шо есть вы за 
люде?“ — „Мы йе не люде, а врагови диты. Насъ послано но 
свитамъ и пр людямъ червону вровъ пыть, биле тило знобыть, 
а жовту кость домыть. Хто насъ буде почытать, тавъ мы въ 
его по викъ не будемъ бувать. Раба Божа Александра насъ 
почытае, мы въ іи не будемъ бувать, червонои іи крови не 
будемъ ныть и билого тила знобыть и жовтои косты ломыть. 
Святого Васыля буде почытать,— винъ враговсьвыхъ дитей не буде 
до ней допускать,— нарожденои, хрещенои и молытвянои рабы 
Божои **** буде спасать".
 (Хут. Тернавіцина, отъ Софіи 
Латенковой).
„Ишовъ святый Кырыло и Мефодій, и Сафопій, и зострича 
Господь Самъ“.— „Куды вы идете?* — я На золотый мист. А на зо­
лотому мосту тры евзы.“— „Куды жъ вы]йдете?“— „На мыръ хре- 
щеный“. - - питае: Чого жъ ты йдешъ?“— “Сыпать и выдать, и трясты, и 
палыты, и знобыть, и глобыть, и кровъ пыты, и висть ломыть и 
лыхорадкою трусыть. Святый Кырылъ и Мефодій, и Сафоній, 
берить золотую плеть, дротяну нагайку, посичыть йим тило, 
порубить, огнемъ спалить, вигромъ розпустить. Господы мыло- 
стывый! нащо-жь мое тило сикты и огнемъ палыть? 
Якъ бу­дете вы воскресне Богъ чытать, Илью прохать,— не буду я 
вась нападать— ни сыпатыму, ни кыдатыму, крови вашои не пы- 
тыму и кости не ломытыму. Ихъ 77 и гостынци усимъ. Якъ 
подаркы давалы, тоди титкою звалы, а пойили брагамы й ме- 
чамы вбывалы, щобъ вона на мыръ не ходыла. Господь зъ по- 
мичь, а я зъ духомъ*.
 (С. йалайденцы).
„Ишовъ святый Порфирій у свій манастырь и зостричае 77 пре- 
красныхі. дивыць; ну и спрашуе: „шо вы за прекрасни дивыци?* 
— „Мы царя Ирода дочкы“.— „Куды вы йдете*?— “Мы идемо
въ мыръ кости ламать и въ огонь бросать, и йижу одбирать/ 
Винъ ихъ ударывъ трёма вдарамы. Воны одъ ёго убижалы 
и воны ёму и сказалы: „хго буде твое имя спомынать,— од того 
будемъ убигать, а хто буде твое имя забувать,— на того будемъ 
нападать. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь!
 (С. Лит- 
вяки, отъ Ганны Кириченковой).
Ишовъ святый Оврамъ велыкымы дорогамы и його сынъ 
снятый Мусій, и воны зостричають трыдевять дивокъ и пытають 
ихъ: „шо вы за люде?“ — „Мы идоловы дочкы*.— „Кудывы йдете?* 
— „У село людей мутыты, биле тило ялыты, а червону кровь 
пыты. “ Оврамъ каже:„беры жъ ты, святый Мусій, зализни цины 
та жены ихъ за зализни ворота та побый погоны и потомокъ 
иотломы“. Воны просятся: „святый Оврамъ, не бый, не топы и 
потомка нашого не ломы!“ Хто буде сю молытву знаты, не буде сею болезню погыбать

Холера.
Народъ нризнаетъ холеру Божьимъ наказаніемъ и изображаетъ такими чертами: „Ногы и рукы судомыть, искорчыть усёго на кузубъ часа на два. Бува й така, шо не корчыть, а тилько кисткы лама. Я як не личыть— помре, а якъ ликъ— то й 
викъ“. Отъ нея пьютъ: сокъ рѣдьки, водку, настоянную на де- 
ревіѣ, полынѣ, на тровахъ батогахъ, сокиркахь , полевыхъ василькахъ, чеснокѣ, перцѣ; также тертый земляной уголь; жалятъ больного жгучей крапивой, подъ коле­
нями, грудь и подошвы смазываютъ деггемъ, особенно же растираютъ всего: перцовкой, настойкой крапивы, нашатырнымъ спиртомъ.

Дифтерит.
Дифтеритъ большею частью называютъ обкладомъ, и^ому 
что онъ соедипенъ съ опуханіемъ желѣзь; искажаютъ также и
самое названіе болѣзни: дёхтерыкъ. Къ горлу прикладывают ь: 
ржаную муку, разжаренную на сковородѣ, льняныя припарки, 
бузину ст. камфорой, одиву съ камфорой, овечью шерсть съ сѣ- 
рой, масло или смалецъ съ скипидаромъ или съ каломъ чер- 
наго кабана. Дифгеритъ распространился въ Малороссіи не­
давно; въ сороковыхъ годахъ онъ еще не быль извѣсгенъ, что 
видно изъ умолчанія Арендаренка объ этой болѣзни. О другихъ 
эпидеміяхъ почти ничего ае говорятъ въ народѣ. Скарлатинъ 
не отличаютъ отъ кори, кань прежде не различали ихъ и въ 
наувѣ !), и совѣтуюгь пить липовый цвѣтъ, ѣсть медъ и смо- 
трѣть на красное отъ обѣихь болѣзней: „Виспу треба сволю- 
вать, прыбывать, шобъ не було“.
В. Милорадовичъ.
(ІІродолженіе слѣдуетъ).

_________________
ПРАКТИКУЮЩИЙ МАСТЕР-ДИАГНОСТИКА НА ТАРО, КОНСУЛЬТАЦИИ, РЕКОМЕНДАЦИИ. ПРОВЕДЕНИЕ ОБРЯДОВ И РИТУАЛОВ

bellisima_2013@ro.ru
__________________
 Народная медицина въ лубенскомъ уѣздѣ, полтавсой губ. 63a474c169a367101e471a19ee2b1d30
Вернуться к началу Перейти вниз
https://magic-portal.forum2x2.ru
 
Народная медицина въ лубенскомъ уѣздѣ, полтавсой губ.
Вернуться к началу 
Страница 1 из 1
 Похожие темы
-
» Древняя медицина
» Медицина как совокупность методик
» Космоэнергетика, наука, медицина и общество

Права доступа к этому форуму:Вы не можете отвечать на сообщения
КОВЕН ВЕРХОВНЫХ ВЕДЬМ :: Магия разных стран и народов мира :: Магия разных стран и народов мира :: Украинская магия-
Перейти: