Во время царствования в Иудее царя Ирода, который был под властью Рима, римский император Август издал повеление сделать в подчиненной ему земле Иудейской всенародную перепись. Каждый иудей должен был записаться там, где жили его предки. Иосиф и Дева Мария происходили из рода Давидова и потому направились из Назарета в город Давидов Вифлеем. Придя в Вифлеем, они не могли найти себе места в доме, в гостинице, и остановились за городом, в пещере, куда пастухи загоняли скот в ненастную погоду. В этой пещере ночью у пресвятой Девы Марии родился Младенец — Сын Божий, Христос, Спаситель Мира. Она спеленала Божественного Младенца и положила Его в ясли, куда кладут корм для скота. Вифлеемские пастухи первые узнали о Рождении Спасителя. В эту ночь они пасли стада свои в поле. Вдруг явился перед ними ангел Божий, и свет Господень осиял их. Пастухи испугались. Ангел же сказал им:
«Не бойтесь! Я возвещаю вам великую радость, которая будет не только для вас, но и для всех людей: ныне родился в Городе Давидовом (т.е. Вифлееме) Спаситель, Который есть Христос Господь. И вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях».
Как только ангел сказал это пастухам, внезапно явилось с ним множество других ангелов. Они славили Бога и пели:
«Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеце благоволение».
Когда ангелы скрылись, пастухи сказали друг другу:
«Пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем нам возвестил Господь».
Они, поспешив, пришли в пещеру и увидели там Марию, Иосифа и Младенца, лежащего в яслях. Они поклонились Младенцу и рассказали о том, что видели и слышали от ангелов. Мария же сохраняла в сердце своем все слова их. После этого пастухи возвратились к стадам своим, славя и благодаря Бога за все, что слышали и видели. На восьмой день после Рождения Спасителя Матерь Его с Иосифом, согласно закону, дали ему имя Иисус, которое указано было Господом через Ангела. Еще Иосиф и Пресвятая Матерь Божья с Младенцем Иисусом оставались в Вифлееме, как из далекой страны с востока (из Персии или Вавилонии) пришли в Иерусалим волхвы. Волхвами или мудрецами назывались ученые люди. Они занимались наблюдением и изучением звезд. В то время люди верили, что при рождении великого человека появляется на небе новая звезда. Многие язычники, наученные рассеявшимися иудеями, знали о грядущем в мир Мессии — Великом Царе Израильском, Который покорит весь мир. Поэтому ждали, что когда родится этот царь, на небе появится новая звезда. Волхвы же эти были люди благочестивые, и Господь, по милости Своей, дал им такое знамение — на небе появилась новая, необычайная звезда. Увидев эту звезду, волхвы сразу поняли, что ожидаемый Царь уже родился. Они собрались в путь и пошли в столицу Иудейского царства, Иерусалим, чтобы узнать там, где этот Царь родился, и поклониться Ему.
В Иерусалиме волхвы стали спрашивать:
«Где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему».
Царь Ирод, услышав это, встревожился, он был человек весьма жестокий и подозрительный. По одному подозрению он предавал казни своих собственных детей. А теперь он особенно испугался, боясь, как бы у него не отняли власть и не передали царский престол новорожденному Царю. И все жители Иерусалима заволновались, узнав о такой вести.
Ирод собрал к себе всех священников и книжников, то есть, людей, изучавших книги священного писания, и спросил их:
«Где должно родиться Христу?»
Они ответили:
«В Вифлееме Иудейском, потому что так написано у пророка Михея».
Тогда Ирод тайно призвал к себе волхвов, выведал у них время появления звезды, послал их в Вифлеем и сказал:
«Пойдите и там хорошенько узнайте все о Младенце, и когда найдете Его, придите и скажите мне, чтоб и я мог пойти поклониться ему».
На самом же деле Ирод задумал убить родившегося Царя. Волхвы, выслушав царя Ирода, пошли в Вифлеем. И снова та самая звезда, которую они видели прежде на востоке, появилась на небе и, двигаясь по небу, шла перед ними, указывая им путь. В Вифлееме звезда остановилась над тем местом, где находился родившийся Младенец Иисус. В это время святой старец Иосиф и Пресвятая Дева Мария с Младенцем жили в городе, в доме, куда они перешли из пещеры, так как народ после переписи стал расходиться. Волхвы вошли в дом и увидели Младенца Иисуса с Матерью Его. Они поклонились ему до земли и поднесли Ему дары свои: золото, ливан (ладан) и смирну (драгоценное благовонное масло). Своими дарами волхвы показали, что родившийся Младенец Иисус есть и Царь, и Бог, и человек. Золото они принесли Ему как Царю (в виде дани или подати), ладан как Богу (потому что ладан употребляется при богослужении), а смирну как человеку, который должен умереть (потому что умершего помазывали и натирали тогда благовонными маслами). После этого волхвы хотели возвратиться в Иерусалим к Ироду, но получили от Бога во сне повеление не возвращаться к Ироду. Тогда они пошли по другой дороге, прямо в свою землю. Предание сохранило имена волхвов, которые потом стали христианами. Это были Мельхиор, Гаспар и Валтасар. Праздник Рождества Христова — трехдневный праздник. В этот праздник, как и в праздник Пасхи, в подражание ангелам, воспевавшим Его рождение, священнослужители ходят по домам со святым крестом славить Христа. В подражание им, ходят славить Христа и дети.
С этого дня — с Рождества — начинаются Святки — святые дни, освященные великими событиями Рождества Христова, — которые тянутся до 19 января — праздника Крещения Господа. Святки имеют дохристианское происхождение и связаны с основным занятием славян — земледелием. Они были посвящены встрече и началу Нового года, возрождению Солнца и поминовению предков. Молодежь устраивали игрища, рядилась в личины и маски, старую одежду. Во всем мире религиозный праздник стал праздником семейным, одним из самых любимых в году, праздником, которого ждут и дети, и взрослые. В Святки принято развлекаться и думать только о хорошем. Это время радости и игр, озорных придумок и искрометного веселья. На Руси на Рождество «размыкали» тяготу. Брали каменный «гнет» — камень, который придавливали огурцы в кадке, клали его в горящий в печи огонь и ждали, когда он раскалится. Затем страдавшая от несчастной любви девушка выкатывала камень на совок и бежала к проруби. И со словами: «Мое сердце в тебе, а твое в камени!» — кидала камень в воду. Раскаленный камень должен был в ледяной проруби расколоться. Если это случалось, то любовь безответная покидала сердце несчастной.
Хозяйка веником из крапивы, предварительно ошпаренным крутым кипятком, мела по всем углам в эти дни, чтобы в доме не осталось нечистой силы и было чисто.
О Святках гнутой работы не работают (обручей, полозьев и пр.), а то приплода скота не будет.
Лапти плести — родится кривой; шить на Рождество — уродится слепой.
Темные Святки — молочные коровы, светлые Святки — ноские куры.
На Рождество Христово метель — пчелы хорошо роиться будут.
На Рождество опока (иней) — урожай на хлеб; небо звездисто — урожай на горох.
Если на Рождество путь хорош — к урожаю гречи.
На Святой рубаха хоть плохонька, да беленька; к Рождеству хоть сурова, да нова.
На Рождество не надевай чистой рубахи, разве обновишь суровую, а то жди неурожая.
Если на Рождество Христово шьют, то в доме слепыш родится.
Пять раз в году солнце играет: на Рождество, Богоявленье, Благовещение, Светлое
Воскресение, Иоанново Рождение.
На Рождество устраивают праздничный стол, на котором должно быть непременно 12 блюд. 12 — вообще число священное, именно 12 дней тянутся Святки, святые дни, освященные великими событиями Рождества Христова.
Во время Святок — с 7 по 17 января — мясо, по правилам православной церкви, можно есть каждый день.
18 января — Крещенский сочельник, день постный. Начиная с 19 января — праздника Крещения Господа — мясо дозволяется есть в любой день недели, кроме среды и пятницы, ибо Спаситель претерпел особые мучения — в среду был предан на мучения, а в пятницу — распят на кресте.
На праздник готовили сочиво, кутью, блины, студень, заливную рыбу, окорок, буженину, бараний бок с кашей, домашнюю колбасу, жареного поросенка, поросенка, фаршированного гречневой кашей, гуся или утку с антоновскими яблоками, утку с капустой, пироги и пряники.
В «Домострое» есть следующие указания касательно еды в праздничные дни:
«В Великий мясоед после Рождества Христова к столу подают: лебедей да потрох лебяжий, жареных гусей, тетеревов, куропаток, рябчиков, поросят на вертеле, баранину заливную, баранину запеченную, поросят заливных, поросячий потрох, бульоны куриные, солонину с чесноком и с пряностями, лосину, кур с вертелов, гусиные потроха, говядину вяленую да свинину, ветчину, колбасы, желудки, гусей вяленых, вяленых кур».
При взгляде на праздничный рождественский стол поражает обилие мясных блюд, и в этом нет ничего случайного — именно к Рождеству Христову приурочивали убой скота.
_________________
ПРАКТИКУЮЩИЙ МАСТЕР-ДИАГНОСТИКА НА ТАРО, КОНСУЛЬТАЦИИ, РЕКОМЕНДАЦИИ. ПРОВЕДЕНИЕ ОБРЯДОВ И РИТУАЛОВ
bellisima_2013@ro.ru__________________