КОВЕН ВЕРХОВНЫХ ВЕДЬМ
КОВЕН ВЕРХОВНЫХ ВЕДЬМ
КОВЕН ВЕРХОВНЫХ ВЕДЬМ
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.


Магия и эзотерика. Профессиональные услуги. Обучение магии.
 
ФорумФорум  ПорталПортал  Последние изображенияПоследние изображения  О нашем форуме  Наши Акции  Отзывы  ПоискПоиск  РегистрацияРегистрация  Наш КаналНаш Канал  ВходВход  
УВАЖАЕМЫЕ УЧАСТНИКИ И ГОСТИ НАШЕГО ПРОЕКТА! НАШ ПРОЕКТ ПРИГЛАШАЕТ ЖЕЛАЮЩИХ НА ОБУЧЕНИЕ В ШКОЛЫ, МАСТЕР-КЛАССЫ, СЕМИНАРЫ. ТАКЖЕ НА НАШЕМ ПРОЕКТЕ НА ПОСТОЯННОЙ ОСНОВЕ ВЕДУТ ПРИЁМЫ И КОНСУЛЬТАЦИИ ПРАКТИКУЮЩИЕ МАСТЕРА.
Последние темы
» Энергетические причины бесплодия
Интеллект как фактор социальной одаренности EmptyПн Май 27 2024, 16:42 автор Марго

» Ежели учуяла что на свои нож ведимач что худое умотала люд правя али место им закрывая
Интеллект как фактор социальной одаренности EmptyПн Май 27 2024, 16:40 автор Марго

» Приворот
Интеллект как фактор социальной одаренности EmptyПн Май 27 2024, 16:38 автор Марго

» Ежели бабина пришла да жалитси что мужичина ее ко вдовице какои захаживат да ее жилою своею мужицкою
Интеллект как фактор социальной одаренности EmptyПн Май 27 2024, 16:27 автор Марго

»  На своем крылице крест ножом ведимачим вырежи да молитву черну сказваи и неодин вор лиходеи в избу
Интеллект как фактор социальной одаренности EmptyПн Май 27 2024, 16:26 автор Марго

» Ежели людина по каторгам скитаитси да каки во деревню возвращаитси враз во хмели борагозит опяти да
Интеллект как фактор социальной одаренности EmptyПн Май 27 2024, 16:23 автор Марго

» Ежели бабу кликушею сделати хотиши
Интеллект как фактор социальной одаренности EmptyПн Май 27 2024, 16:22 автор Марго

» На беды в избе
Интеллект как фактор социальной одаренности EmptyПн Май 27 2024, 16:21 автор Марго

» Дураком сделать
Интеллект как фактор социальной одаренности EmptyПн Май 27 2024, 16:20 автор Марго

» Ежели девку спортити каку дюже хоца на одиночество
Интеллект как фактор социальной одаренности EmptyПн Май 27 2024, 16:17 автор Марго

» Отвести от себя беду на зеркало
Интеллект как фактор социальной одаренности EmptyЧт Май 23 2024, 19:27 автор Марго

» На перекресте погостном чти для дела верного усилинения
Интеллект как фактор социальной одаренности EmptyЧт Май 23 2024, 19:25 автор Марго

» На самоповреждение и смерть
Интеллект как фактор социальной одаренности EmptyЧт Май 23 2024, 19:11 автор Марго

» Чтобы человек как свинья стал
Интеллект как фактор социальной одаренности EmptyЧт Май 23 2024, 19:10 автор Марго

» На скандалы в семье
Интеллект как фактор социальной одаренности EmptyЧт Май 23 2024, 19:09 автор Марго

Кто сейчас на форуме
Сейчас посетителей на форуме: 7, из них зарегистрированных: 0, скрытых: 0 и гостей: 7

Нет

Больше всего посетителей (205) здесь было Пн Фев 12 2018, 13:24
Мы в Контакте

Наш Канал На YouTube


Наш Канал На YouTube


 

 Интеллект как фактор социальной одаренности

Перейти вниз 
АвторСообщение
ЭлигоС

ЭлигоС


Сообщения : 3037
Дата регистрации : 2013-09-06

Интеллект как фактор социальной одаренности Empty
СообщениеТема: Интеллект как фактор социальной одаренности   Интеллект как фактор социальной одаренности EmptyЧт Фев 13 2014, 00:47

Интеллект как фактор социальной одаренности


В психологической литературе существует множество определений интеллекта, но до сих пор не было достигнуто единого мнения относительно этого явления. Так, некоторые авторы, подразумевают под интеллектом всю познавательную деятельность, другие же говорят о нем как о наиболее обобщенном понятии, характеризующем сферу умственных способностей человека.

Ж. Пиаже, В. Штерн и другие психологи понимали интеллект как возможность биопсихической адаптации к наличным обстоятельствам жизни. Согласно другой точке зрения, интеллект трактуется лишь как способ приобретения знаний.

Можно предложить два наиболее часто встречаемых подхода к определению интеллекта. Согласно одному, интеллект проявляется в оперировании абстрактными символами и отношениями. Согласно другому, интеллект выступает в приспосабливаемости к новым ситуациям, использовании приобретенного опыта, т.е. в основном отождествляется со способностями к обучению.

На протяжении долгого времени, одаренность отождествлялась лишь с интеллектуальными способностями. Но интеллект не представляет собой чего-то изолированного в человеке. Так, Векслер впервые разработал батареи тестов, позволяющих выделить "факторы интеллекта неителлектуального плана". В отечественной психологии против так называемого "узкого интеллектуализма" выступали и С.Л. Рубинштейн, понимавший под общей одаренностью всю совокупность особенностей личности, Б.М. Теплов, отмечавший, что умственная деятельность есть единство интеллектуальных, волевых и эмоциональных моментов. Многими авторами подчеркивается неоднородность умственной одаренности, при этом акцент делается на комплексном и синтетическом характере этого понятия. Современные научные исследования в большей степени разворачиваются вокруг понятий интеллекта, креативности и обучаемости. Существуют также традиционные классификации одаренности по видам деятельности (математическая, музыкальная, языковая и другие).

В последнее время появился термин "социальная одаренность". Многими исследователями используются термины "лидерская одаренность", "социальный интеллект", "организаторские способности". Одно из определений социальной одаренности гласит, что это исключительная способность устанавливать зрелые, конструктивные взаимоотношения с другими людьми.

Выделяют такие структурные элементы социальной одаренности, как социальная перцепция, просоциальное поведение, нравственные суждения, организаторские умения и т.д.

Социальная одаренность выступает как предпосылка высокой успешности в нескольких областях. Понятие социальной одаренности охватывает широкую область проявлений, связанных с легкостью установления и высоким качеством межличностных отношений. Социальная одаренность отлична от интеллектуальной, хотя исследования показали, что она требует умственного развития выше среднего. Некоторыми психологами выделяется характерные черты, присущие людям, одаренным в социальном отношении (например, их занятость в различных общественных мероприятиях, восприятие их как арбитров или как "определителей политики" в группе, они относятся к сверстникам и к старшим как к равным, сопротивляясь неискренним, искусственным или покровительственным отношениям и т.п.). Этих людей можно опознать по чрезвычайной эффективности их социального поведения.

Некоторые исследователи рассматривают лидерскую одаренность как одно из проявлений социальной одаренности. Так, анализируя понятие "социальная одаренность", К.Эбромс выделяет следующие основные аспекты: социальное познание, просоциальное поведение, моральные суждения и лидерство (Abroms, 1985).

Существует множество определений лидерской одаренности, в которых можно выделить общие черты. Почти всеми исследователями отмечается то, что определенный набор умений лидера делает возможным для группы достичь поставленных перед ней целей при взаимном удовлетворении друг другом и с чувством личной самореализации. По определению, лидерские умения являются в основном межличностными и включают гибкость, открытость, организационные умения. Лидерство требует наличия таких личностных черт, как самоуважение, высокие нравственные качества, зрелое эмоциональное развитие.

Богатый материал по проблеме лидерства накоплен в социальной психологии. Существует по крайней мере 3 подхода, объясняющих природу лидерства. "Теория черт" (лидеры обладают определенным набором общих для всех личных качеств, предаваемых по наследственности), ситуационная теория лидерства (решающую роль играют дополнительные ситуационные факторы, которые включают в себя потребности и личные качества окружающих, характер задания, требования и воздействия среды, а также имеющуюся у человека информацию) и подход, объясняющий зависимость проявления лидерских качеств от структуры выполняемой деятельности.

Исследователями отмечается, что проявления и черты лидерства можно заметить уже у дошкольников и младших школьников. Таким образом, можно выдвинуть еще одну гипотезу о том, что в школьном коллективе лидерство может обеспечиваться не только ребенком, но и формальным лидером - учителем.

Наше исследование проводилось с целью исследования соотношения интеллекта и лидерства у младших школьников, среди учащихся вторых и третьих классов одной из московских школ. Уровень интеллектуального развития диагностировался при помощи прогрессивных матриц Равена, а исследование структуры группы, т.е. выявление соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии, при помощи социометрической методики.

В социометрии были использованы три критерия. Деловой - "С кем бы я стал украшать класс", эмоциональный - "С кем бы я хотел поиграть в интересную игру" и эмоционально-деловой - "Кому бы я написал записку".

В результате исследования были получены следующие данные. В третьем классе, дети с высокими интеллектуальными показателями, по результатам социометрии, попали в группу так называемых аутсайдеров. Лидирующие позиции занимают ученики с не очень высоким уровнем интеллектуального развития, с довольно низкими показателями. Среди второклассников наблюдается примерно такая же картина, т.е. лишь один ребенок получил максимальное количество баллов как по результатам социометрии (по всем трем критериям), так и по результатам диагностики интеллекта. Остальные испытуемые имеют высокие показатели либо интеллектуального развития, либо социальной компетентности при этом их популярность варьируется в зависимости от ситуации выбора. Наряду с этим, двое других детей с высокими показателями интеллектуального развития оказались в группе явных аутсайдеров так же по всем выборам.

Испытуемые со средними показателями интеллекта попадают как в группы предпочитаемых, так и в группы отвергаемых, в зависимости от социометрического критерия.

Таким образом, полученные результаты можно объяснить явлением интеллектуально-социальной диссинхронии у одаренных детей, суть которого в том, что высокий уровень интеллектуального развития не всегда обеспечивает столь же высокий уровень развития социальных способностей и успешность в общении в целом. В младшем школьном возрасте одним из ведущих факторов при выборе партнера по общению для детей является эмоциональное отношение учителя к ученику.

Худобина Е.И.,
канд.психол.наук, МГУ.
Вернуться к началу Перейти вниз
 
Интеллект как фактор социальной одаренности
Вернуться к началу 
Страница 1 из 1
 Похожие темы
-
» Крайон. Интуитивный интеллект-ваш компас на пути к счастью. Упражнения

Права доступа к этому форуму:Вы не можете отвечать на сообщения
КОВЕН ВЕРХОВНЫХ ВЕДЬМ :: Психология :: Психология-
Перейти: