МЕРОИТСКОЕ ПИСЬМО − алфавит с непоследовательным обозначением гласных. Восходит к египетскому письму (См.). Мероитское письмо обслуживало в царстве Мероэ в 8 в. до н.э. − 4 в. мероитский язык, генеалогическая классификация которого неясна. Хотя высказываются предположения о его родстве нилотским языкам и в частности нубийскому языку. Направление строк в мероитском письме левостороннее. В ходу были два почерка − иероглифический и демотический, где буквы были разной высоты. Письмо засвидетельствовано с нач. 2 в. до н.э.
Первая датированная надпись на мероитском языке относится к правлению царицы Шанакдахете (177-155 до н.э.), она выполнена на стенах храма в Наге. Самые ранние надписи писались иероглифами, а после правления Нетекамани (12 до н.э. − 12) − почти исключительно демотикой.
Примерно со времен царя Ергамена, эллинистически образованного современника Птолемея II, в Мероэ египетский язык заменяется в официальном употреблении национальным, сохраняющим иероглифический шрифт и выработавшим своеобразный курсив.
Мероитский алфавит − свидетельство жизнеспособности египетской системы письма, на основе которого была выработана первая полногласная письменность в Африке. Однако мероитское письмо, несмотря на свою прогрессивность не получило дальнейшего развития; так и не выйдя из «тьмы египетской», оно было похоронено в «стране гробниц». Возможно только стиль мероитской демотики повлиял на эфиопскую графику. Слова в тексте разделялись двоеточием (иногда троеточием). Иногда мероитское письмо называют scriptio defectiva (ущербной системой): консонантные и полногласные формы записи слова могут даже соседствовать в одном тексте
Южнее Древнего Египта в 8-6 вв. до н.э. существовало вассальное ему государство Куш (см. Кушитские письмена) со столицей в Напате. Имя первого датированного царя Куша - Кашта, его преемник Пианхи завершил покорение Верхнего Египта, Напатскому царству удалось основать там 25-ую нубийскую династию. В 654 последний правитель этой династии Танветамани вернулся на историческую родину. В 6 в. до н.э.-4 в. в долине Нила (от Асуана до впадения р. Атбара) сложилась самобытная культура Мероэ, в культурном плане тяготевшая к Египту. После разорения фараоном Псаметихом Напаты именно в Мероэ переносится столица Куша. Здесь сохранялись пережитки родового строя. Царь избирался оракулом бараноголового Амона (буквально «скрытый») − главного бога Мероэ. За царицей-матерью (она сравнивалась с Изидой) в управлении признавалась особая роль.
Место Осириса в мероитской мифологии часто замещали местные божества: Апедемак, Аренснупис, Дедун, Мандулис и Себумекер. Первым царем. погребенным в Мероэ, стал Аракакамани.
После падения Птолемеев Мероэ опять попыталось овладеть Египтом, но в 24 до н.э. было разгромлено Римом. В 4 в. царь Аксума (Древней Эфиопии) Эзана захватил большую часть Мероэ. К 7 в. на территории бывшего Мероэ возникли христианские государства Мукурра, Алоа, Нобатия (см. Нубийское письмо).
Древнее Мероэ находилось на берегу нила севернее современного г. Шенди в Судане. (Не путать с ныне существующим г. Мероэ, располагающемся на месте античной Напаты). Поскольку царство Мероэ с трех сторон было окружено реками, его называли «остров Мероэ» (Бутана), эфиопы (аксумиты) называли его Каса.
Грекам земли, лежащие южнее Египта и населенные нилотами (самыми чернокожими племенами в Африке) были известны как Эфиопия (не путать с современным государством). Αἰθιοπία буквально «страна опаленноликих» − в мифологии южный предел Земли в противовес Гиперборее на Севере. Своеобразную кальку этого название дает арабское наименование современного Судана (bilad as-Suad − старна черных). Гомер упоминает о большом войске эфиопов во главе с Мемноном, пришедшем на помощь Приаму в Троянской войне. По другой легенде,. Эфиопия − место рождения возрождающейся из пепла птицы Феникс (по-египетски Бену). Красавица Андромеда, похищенная чудовищной Медузой, − дочь эфиопского царя. Мероитская письменность упомянута в романе греческого писателя Гелиодора «Эфиопика»: «Класирид принялся читать надпись на подвязке, вышитую эфиопскими письменами, но не народными, а царскими, похожими на т.н. египетские». По сведениям Гелиодора, мероитская знать владела и греческим письмом. Возможно, феномен первого африканского алфавита обязан своим появлением греческому письму.
Дата конца Мероэ − 350, когда Эзана, царь (негус) Аксума «предал огню дома Ноба (нубийцев) из камня и соломы... забрал их зерно и бронзу». Эту битву аксумитские летописцы описывают, как победа «красного народа над черным народом».
Мероитское письмо окончательно не дешифровано до сих пор. Есть гипотеза, что многие знаки мероитов имели слоговое значение. Мероитский язык, наряду с этрусским, отличается тем, что является одним из двух языков античности, фонетическое значение знаков которого может быть воспроизведено с достаточной долей определенности, однако значения этих слов представляют загадку.
Собственно мероитская письменность формируется к 3 в. до н.э., когда местное искусство приобретает известную самобытность. Появивляются в культуре негреческие и несредиземноморские черты, усиливается ориентализм. Однако неизвестны пути, по которым в Мероэ проникали культурные влияния Персии, Индии и Йемена.
В общих чертах мероитская письменность разгадана и описана в 1917 английским ученым Ф.Л. Гриффитом. Лепсиус поначалу считал, что мероитский язык близок нубийскому, затем − беджа. По мнению Гриффита, «аналогии нубийского языка с мероитским, как в структуре, так и в вокабуляре, настолько поразительны, что заслуживают упоминания». Гринберг вынужден был в 1955 признать, что «мероитский язык не родственен никакому из ныне существующих в Африке». П. Шинни предположил, что мероитский язык родственен малоизвестной группе языков «коман» шари-нилской семье языков.
Мероитские надписи обычно начинаются словами weši:šereyi «О, Исида, о, Осирис». В настоящий момент известно около ста значений мероитских слов, большая их часть − заимствования из египетского или имеют аналогию в нубийском: tewisti поклонение, pelames генерал, perite представитель, ate вода, wayeki звезда, demi год, mash солнце, kdi женщина (известно лишь одно мероитское числительное -tbu 2). В языке нет категории рода, множественное число передается (как и в нубийском языке) постпозитивным формантом eh, -h. Примечательно, что в мероитской письменности отсутствовало различие для передачи o и u, не было в нем и лигатур. Известно, что слово kandak означает не имя собственное, а некий титул. Кстати, лишь единожды о Мероэ упоминает Новый завет: в Деяниях святых апостолов рассказывается как Филлипом окрещен «муж Ефиоплянин, евнух, вельможа Кандакии, царицы Ефиопской».
Лит.:
Мероитская письменность // Лингвистический энциклопедический словарь; Канцельсон И.С, Напата и Мероэ − древние царства Судана, М., 1970; Мероэ, в. 1-3, М., 1977-82; Завадский Ю.Н., Канцельсон И.С, Мероитский язык, М., 1980; Фридрих И., Дешифровка забытых письменностей и языков, М., 1961; Шинни П., Нубийцы. Могущественная цивилизация древней Африки, М., 2004.