КОВЕН ВЕРХОВНЫХ ВЕДЬМ
КОВЕН ВЕРХОВНЫХ ВЕДЬМ
КОВЕН ВЕРХОВНЫХ ВЕДЬМ
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.


Магия и эзотерика. Профессиональные услуги. Обучение магии.
 
ФорумФорум  ПорталПортал  Последние изображенияПоследние изображения  О нашем форуме  Наши Акции  Отзывы  ПоискПоиск  РегистрацияРегистрация  Наш КаналНаш Канал  ВходВход  
УВАЖАЕМЫЕ УЧАСТНИКИ И ГОСТИ НАШЕГО ПРОЕКТА! НАШ ПРОЕКТ ПРИГЛАШАЕТ ЖЕЛАЮЩИХ НА ОБУЧЕНИЕ В ШКОЛЫ, МАСТЕР-КЛАССЫ, СЕМИНАРЫ. ТАКЖЕ НА НАШЕМ ПРОЕКТЕ НА ПОСТОЯННОЙ ОСНОВЕ ВЕДУТ ПРИЁМЫ И КОНСУЛЬТАЦИИ ПРАКТИКУЮЩИЕ МАСТЕРА.
Последние темы
» Письма на почтовый ящик Администратора
"Деревья, тролли и дверги в мхах и лишайниках" EmptyПн Сен 09 2024, 17:07 автор владимир

» Маги прошлого и Маги современности
"Деревья, тролли и дверги в мхах и лишайниках" EmptyПн Сен 02 2024, 22:25 автор Марго

» Планетарная магия: как начать её практиковать
"Деревья, тролли и дверги в мхах и лишайниках" EmptyПн Сен 02 2024, 22:22 автор Марго

» Методы проработки планет
"Деревья, тролли и дверги в мхах и лишайниках" EmptyПн Сен 02 2024, 22:20 автор Марго

» Меркурий, разум и коммуникация
"Деревья, тролли и дверги в мхах и лишайниках" EmptyПн Сен 02 2024, 22:12 автор Марго

» Планетарная Магия: Марс и победа
"Деревья, тролли и дверги в мхах и лишайниках" EmptyПн Сен 02 2024, 22:11 автор Марго

» Черная магия Сатурна
"Деревья, тролли и дверги в мхах и лишайниках" EmptyПн Сен 02 2024, 22:08 автор Марго

» Планетарная магия. Солнце, успех и здоровье
"Деревья, тролли и дверги в мхах и лишайниках" EmptyПн Сен 02 2024, 21:43 автор Марго

» Психическое нападение-подселённые сущности
"Деревья, тролли и дверги в мхах и лишайниках" EmptyПн Сен 02 2024, 21:35 автор Марго

» Выбор пути
"Деревья, тролли и дверги в мхах и лишайниках" EmptyПн Сен 02 2024, 21:34 автор Марго

» Работа с мёртвыми, предками, родом
"Деревья, тролли и дверги в мхах и лишайниках" EmptyПн Сен 02 2024, 21:33 автор Марго

» Как проводить обряд белой магии
"Деревья, тролли и дверги в мхах и лишайниках" EmptyПн Сен 02 2024, 21:25 автор Марго

» Некропривязка и причины
"Деревья, тролли и дверги в мхах и лишайниках" EmptyПн Сен 02 2024, 21:23 автор Марго

» Что происходит после снятия проклятия, порчи и сглаза-последствия для жертвы и заказчика
"Деревья, тролли и дверги в мхах и лишайниках" EmptyПн Сен 02 2024, 21:21 автор Марго

» Магия переходных дней
"Деревья, тролли и дверги в мхах и лишайниках" EmptyПн Сен 02 2024, 21:14 автор Марго

Кто сейчас на форуме
Сейчас посетителей на форуме: 7, из них зарегистрированных: 0, скрытых: 0 и гостей: 7

Нет

Больше всего посетителей (205) здесь было Пн Фев 12 2018, 13:24
Мы в Контакте

Наш Канал На YouTube


Наш Канал На YouTube


 

 "Деревья, тролли и дверги в мхах и лишайниках"

Перейти вниз 
АвторСообщение
Марго
Ведьма
Марго


Сообщения : 38254
Дата регистрации : 2013-05-31
Откуда : Из леса, где много диких партизан..

"Деревья, тролли и дверги в мхах и лишайниках" Empty
СообщениеТема: "Деревья, тролли и дверги в мхах и лишайниках"   "Деревья, тролли и дверги в мхах и лишайниках" EmptyСр Дек 18 2013, 23:18

О деревьях в северной традиции 

Поскольку в дpевности большую часть Евpопы занимали гигантские дpемучие леса, то нет ничего удивительного в том, что и культура наpодов (Геpманцев, Славян и Кельтов и др.), населяющих Евpопу, а следовательно, и эти самые непpолазные чащи, подвеpглась значительному "лесному" влиянию. К пpимеpу, если в именах дpевних иудеев пpеобладает "pелигиозная" тематика, то у геpманцев это волки (Ulfr: Rud-Olf, Ad-Olf, Ralph, wUlf-ila, Ulf-kell), медведи (Вeorn, Bjoern), лесные духи (wight, uuiht, vaettr), эльфы (AElf-) и множество теpминов, описывающих битвы, кипевшие в сумpачных лесных дебpях. Античные автоpы cохранили для нас название ЛЕСА, где тяжелые pимские легионы понесли одну из пеpвых своих, в Евpопе, сеpьезных поpажений - "Тевтобуpг", а "Хелианд" (дpевнесаксонский пеpевод Евангелия, 10 век). О скитаниях под сенью лесных исполинов у Славян свидетельствуют глухие отголоски-воспоминания в стаpых pусских заговоpах: 
"И что лукаво бысть...во рве [сем],
или в древе,
или в листе и корени, и в ветвии - да разрешится!
Или... во рвех,
или в траве,
или в древе... - да разрешится!" 

[Из рукописи XVII в., которая списана с более древнего текста]

У Кельтов - это мистическая песнь "Битва Деревьев" (Cad Goddeu) и пр. Скандинавы, как пpедставители севеpогеpманской этнической? гpуппы, сохpанили такие воспоминания в своих "Эддах": в дpевней космогонической песни "Пpоpицание Вельвы" ("Voelu-spa") и "Одуpаченьи Гюльви" ("Gylfa-ginning") говоpится, что пеpвые люди были созданы асами-небожителями из двух деpевьев - мужчина- из ясеня (askr), а женщина- из вяза (ивы?) (embla). (Сравни также ранние черновики профессора Джона Толкина изданные под названием "Утерянные Сказания" (The book of lost tales)). Шаманов северных народов и германских ведунов объединяет архаичное представление о том, что наш "Большой Мир (Вселенная)" состоит из нескольких под-миров (трех или девяти), и связующим звеном между ними является Мировое Древо. У саксов таким древом, вероятно, был "Ирминсуль", у скандинавов и исландцев - это Иггдрасиль - ЯСЕНЬ вселенной. 

К сожалению, до наших дней не дошли подробные описания или какие-либо источники изобилующие деталями относительно наиболее древних верований европейцев о ЛЕСЕ, или мифологических представлений о деревьях, хотя некоторые проблески их можно обнаружить, до сих пор еще, в более поздних ритуалах и рецептах, "лесной" магии и траволечении. Пользуясь такими свидетельствами можно попытаться восстановить роль, значение и основанное на этом изначальное магическое употребление некоторых видов деревьев и трав, которые знали, например, древние германцы. 

Ясень (англосаксонское "aesc", древнесеверное (исландское) "askr", современное английское "ash"): 

Вероятно, в честь мирового ясеня (Ygg-drasil), связующего под-миры (или же дарующего ведунам возможность путешествовать между этими невидимыми под-мирами) копья викингов были изготовлены из ясеня, ибо нередко викинги воспринимали битву как военный ритуал-поклонение их богу резни и мудрости Одину; они посвящали ему тела убитых. Да и сам Один, как хорошо известно, пригвоздил себя копьем к мировому ясеню как жертву самому себе, чтобы добыть сокровенную мудрость Всего Мира - руны. Отсюда же, должно быть, викинги получили некоторый оттенок своего, в Средневековой Европе, прозвища "asc-manni" [а-с. aesc-men, д-с. ask-menn] "ясеневые люди или люди из ясеневых ладей = морские пираты". В поэтическом словаре северных скальдов существовали особые метафоры (кеннинги), один из таких "кеннингов" для обозначения любого свирепого воина, мужчины, в поэзии звучал как - "ясень битвы". (см. об этом "Младшую Эдду": "Об искусстве Скальдов"; "Snorra Edda": "Skaldskaparmal".) Одна из рун англосаксонского рунического алфавита носит имя "AEsc", т.е. "ясень". Известны даже германские имена, содержащие "ясень" (AEsc-wine). Ясень был синонимом копья. Также "зеленая ясеневая палочка (прут)" упоминается в англосаксонских руководствах по магическому траволечению (10-11 вв.) как один из необходимых "инструментов" лекаря, а епископ (и поэт) Венантиус Фортунатус, который жил в шестом веке, пишет о "варварских рунах на дощечках из ясеня". В исландских же магических книгах 16-17 веков записаны способы как выреза'ть особые, произошедшие от рун, чародейские фигуры (galdra-myndir) на донышках ясеневых мисок. Делали это с тем, чтоб увидеть в воде, налитой в эти миски, тени разыскиваемых людей. Также, может быть, магические посохи северных прорицателей (seidh-stafar) были сделаны из того же дерева.

Орешник (а-с. haesel, д-с. hasl, hesli, с.а. hazel): 

Не только в средневековых сагах и хрониках находим мы следы использования орешника с магическими целями. Еще римлянин Тацит в 90 году Н.Э. повествует об обычае древних германцев нарезать из ветвей орехоплодного или плодоносящего дерева, т.е. орешника полоски с тем, чтоб вырезать на них знаки (руны), и использовать их как инструменты вопрошения о будущем. Из "Саги об Эгиле" известно, что исландский викинг Эгиль воздвиг "шест ненависти" против своих притеснителей, норвежского конунга Эйрика и его жены Гюннхильд, и нарезал на шесте рунами заклинание, чтоб изгнать их из Норвегии. Этот "шест ненависти" он соорудил из ореховой жерди. Очевидно, орешник же имеется в виду и при описании подобных магических ритуалов в "Датской Истории" Саксона Грамматика (13 век) и в исландской "Саге о людях из Озерной Долины" (Vatns-daela saga). Также, ветвями орешника древние скандинавы огораживали места своих судилищ и поединков. Англосаксонские знахари-травники использовали зеленую ореховую палочку (прут) при борьбе с несколькими болезнями. Известно древнегерманское имя Hasal-wara, возможный перевод которого- "Защита орешником". 

Дуб (а-с. ac, д-с. eik, с.а. oak): 

В англосаксонских руководствах по магическому траволечению (10-11 веков) предписывается применять дубовые палочки или прутья, чтоб избавить пациента от ряда недугов. Может быть, ветви молодого дуба имеются в виду и при описании изготовления жезла принуждения или власти (gamban-teinn, tams-voendr) в "эддической" поэме "Речи Скирнира" (Skirnis-mal), англосаксонской поэме-переводе библейского "Исхода" (The Old English Exodus) и одном эпизоде из "Датской Истории" Саксона Грамматика. 

"Скирнир сказал: "...прутом прирученья тебя я ударю,
тебя приручу я,
дева, к воле моей;
туда ты пойдешь,
где тебя человеков сыны
никогда не увидят. 

В рощу иду я
и в молодой лес, (вариант: к юному древу,) 
чтоб получить жезл принужденья,
я получил жезл принужденья..."" 

["Речи Скирнира" 26, 32; Skirnis-mal]

"Когда он (Один) попытался поцеловать ее (Ринду) перед уходом, она отталкнула его так сильно, что он покачнулся и ударился подбородком об землю. Тотчас, он коснулся ее куском коры дуба, на котором были написаны чары (руны), и вызвал в ней припадок безумия, что было малой местью за все те оскорбления, которые он получил [при своем сватовстве к ней]." 

["Датская История Саксона Грамматика", книга III, перевод с латыни на современный английский Оливера Элтона]

В исландском магическом трактате 16-17 веков проскальзывает упоминание древней связи дубовых ветвей, с нанесенными на них чародейскими знаками, с тем же самым принуждением кого-либо из живущих людей, и даже с подчинением немертвых воле живых. Одна из рун англосаксонского рунического алфавита называется "Ac" т.е. "дуб". 


Рябина (а-с. cwicbeam (?), д-с. reynir, с.а. rowan-tree, quickbeam): 

О значимости этого дерева для древних говорит хотя бы тот факт, что рябина была посвящена северному громовержцу Тору, и то, что обычное скандинавское имя Тор-бъорг (THor-bjoerg), буквально означающее "помощь Тору", возникло скорее всего из сохранившегося в "Младшей Эдде" предания о том, как рябина выручила как-то Тора в его борьбе с силами Тьмы - великанами-"йотунами". О том же свидетельствует "виса" (стих-экспромт) на имя Торбъорг исландского скальда Греттира Сильного (См. "Сагу о Греттире"). "Рябина кровопролития", опять же, обозначает свирепого бойца, мужчину, в поэтическом словаре северных скальдов. При обращении англосаксов в христианство, католическим священникам, авторитетами из Рима, предписывалось совмещать по началу некоторые старые языческие традиции с христианством, заменяя их постепенно "неразбавленными" ритуалами новой веры. В этой связи заслуживает внимание любопытный факт, что церковью тогда предписывалось изготовлять кресты из рябины (cwicbeam). В исландском магическом трактате (16-17 веков) рябиновый посох, с вырезанным на нем чародейским знаком (galdra-mynd), помогает избегнуть визита нежеланного (или враждебно настроенного) гостя, если положить этот посох над дверью, предварительно совершив с ним все необходимые ритуалы. 

Тис (а-с. iw, д-с. yr, с.а. yew): 

Из тиса изготовляли лучшие луки. Сохранилось несколько германских рунических палочек-амулетов и тд. (6-9 веков), сделанных из тиса, которые в соответствии с написанным на них предназначались для убережения их владельцев в море или в бою. Две руны, в англосаксонском и викингском рунических алфавитах, называются "eoh" и "yr" соответственно, и обе значат "тис": 
Тис (Eoh) - древо с грубой корой, жесткое, расперто корнями в земле, сторож огню, радость наследной земли. 

[англосаксонская "Руническая поэма", 8-9 век]
Тис (Yr) - самое зеленое древо зимою;
часто, когда горит, обжигает. [вариант: нет ожогов, когда оно горит, т.е. у него не жаркое пламя?] 

[старонорвежская "Руническая рифма", 12-13 век]

Тис (Yr) - согнутый лук,
и ломкое железо,
и стрелы великан. 

[древнеисландская "Руническая поэма", 15 век]

Ива (а-с. welig, widhig, s(e)alh, д-с. vidhir, selja, с.а. willow-tree, sallow-tree): 

Утверждают, что кельты плели из ивовых прутьев корзины для принесения человеческих жертв; они топили в них обреченных. В известнейшей исландской "Саге о Греттире" рассказывается о том, как колдунья Турид закляла некую выброшенную на морской берег корягу, которая позже принесла смерть Греттиру. До той поры, его не мог одолеть ни один человек. Сами исландцы полагают, что то была ивовая коряга (selja). В скальдической поэзии женщину принято называть в сочетаниях с ивой (selja) или другими деревьями женскими рода (как в случае с мужчиной - это ясень и т.д., см. выше). 

Липа (а-с. lind, д-с. lind, с.а. linden, lime-tree): 

Традиционно, из липы древние германцы изготовляли свои щиты. Весьма любопытно то обстоятельство, что липовый щит (как средство защиты также и от враждебного колдовства?) упомянут в одном англосаксонском лечебном заговоре записанном в 11 веке, (М.S. Harley 585, "Lacnunga"), хотя, безусловно, возник он гораздо раньше, возможно, еще во времена общегерманского континентального единства. 

"Против внезапной острой боли (ревматизма?) 

...Шумные они были, да шумные, когда они скакали над курганом-могильником,
они были свирепы, когда они скакали над землей.
Оградись сейчас, чтоб ты смог пережить их нападение.
Прочь маленькое копье, если ты здесь внутри!
Я стоял под липой, (вариант: липовым щитом,) под легким щитом,
где (когда?) могучие жены (ведьмы) лишились своей силы ,
и визжа они метнули свои копья.
Я пошлю им назад другую,
летящую стрелу...Прочь маленькое копье, если ты здесь внутри!..." 

["With faerstice", перевод с англ-саксонского на совр. англ. Г. Стормс]

Не в пример деревьям многие травы, известные древним германцам, сохранили уже в самом своем названии некоторую мифолого-магическую информацию - так имя рыжебородого Тора встречается в англосаксонских THunor-wyrt (Торова трава) и THunor-claefre (Торов "клевер" [трилистник]) , одноглазый Один упомянут в Woden-tungel (Одинова звезда), прекрасная Фригг, супруга Одина, появляется в исландском названии Friggjar-gras (Фриггова трава), зловредный Локи запечатлен в Loka-sjodhr (кошель Локи) и Loka-sjodhs-brodhir (брат кошеля Локи), светлый Бальдр встречается в Baldurs-bra (бровь Бальдра), отважный однорукий Тюр в Tirs fjola (фиалка Тюра). Более того, даже высокие эльфы и карлики-дверги нашли некое отражение в названиях загадочных англосаксонских AElf-thone (эльфова лоза) и Dwerge-dwostle (двергов cор) и исландском dverga-soley(g) (двергов лютик). Довольно забавно звучит современное исландское название дыни - "troell-epli" буквально "яблоко тролля" (т.е. гигантское яблоко). 

Наверное, древнейшим упоминанием какого-либо растения в германской культуре является упоминание лука-[порея] (laukr). Он встречается весьма часто в старейших (из дошедших до нас) рунических надписях, на, так называемых, брактеатах (своеобразных скандинавских медальонах-амулетах III-X? веков). [Или же, возможно, рунический laukr это еще не лук в прямом смысле, но некое исходное "сакральное" имя обозначающее здоровье или выздоровление (т.е. защиту или лечебное средство от посылов злых вредительских сил), перенесенное позже на, собственно, лук-порей] Так он упоминается как магическое средство в одной из песен "Старшей Эдды" (точнее в "Речах Сигрдривы"; Sigrdrifu-mal): 
"(Валькирия сказала:) Эль ты освятишь,
и остережешься опасности,
и брось лук-порей в эту брагу.
Тогда сие знаю я,
что для тебя никогда не окажется
отравленным злоколдованием мед." 

["Песнь Брюнгильды"]

Или в "Саге о Вольсунгах" (13 в.) в главе 8 повествуется о том, как конунг Сигмунд из рода Вольсунгов вернувшись с войны, пришел к своему новорожденному сыну "неся лук", и с тем дал сыну имя Хельги. 

Заслуживает внимания единогласное мнение исландцев, что наиболее мощной травой для изгнания злых духов - немертвых (draugar) является "fjanda-faela", буквально, "отпугивающая демонов". Имя этой травы, также, дало название одному из самых сильнейших заклинаний-экзорцизмов Исландии сочиненной в 1611 году тамошним диво-поэтом и руно-мастером Йоуном Гвюдмундссоном Ученым. 

Вообще же, сохранилось несколько средневековых рукописей описывающих магические свойства свыше двух сотен растений (например, англосаксонская "Laece-boc", середина 10 века, и Lacnunga, 11 век, или же, так называемая, исландская "Galdra-bok" 16-17 века). Безусловно, несмотря на уже сильное влияние греко-латинских и раннехристианских источников, заметных в этих рукописях, там все же можно найти исконно германские приемы и идеи "лесной" магии. 

Словарь магических тpав геpманских наpодов (может пригодится кому-нибудь )

aelf-thone (а-с.) "эльфова лоза" - enchanter's nightshade [Circaea lutetiana] или паслен сладко-горький [Solanum dulcamara] 

baldurs-bra (исл.) "бровь (или ресница) Бальдра" - маргаритка [Pyrethrum inodorum] или [Anthemis cotula, Matricaria maritima inodora] 

broenu-groes (исл.) "растение Брани Старой" (то же, что и friggjar-gras) [Satirium Albidium или Orchis odoratisima или Orchis maculata или palmate orchids] 

dverga-soley(g) (исл.) "лютик карлика-дверга" [Ranunculus glacialis или nivalis] -кувшинка

dwerge-dwostle (а-с.) "мусор карлика-дверга" - мята болотная [Mentha Pulegium] 

fjada-faela (исл.) "отпугивающая демонов" - бессмертник, иммортель; или лютик золотистый [Gnaphalium (alpinum) или fuga daemonum angelica; или Ranunculus auricomus или Chrysochroma linosyris] 

forne(o)tes folm(e), (forreotes folm) (а-с.) "Рука великана Форнйота" [Forneoti manus или Manus faerne] -горечавка

freyu-gras (исл.) "трава Фрейи" - морозник

freyu-har (д-с.) "волосы Фрейи" - так называют несколько видов папоротника [Adiantum, Polypodium, Asplenium, Capillus Veneris] 

friggjar-gras (исл.) "Фриггова трава" [Satirium Albidum или Orchis odoratisima или Orchis maculata]; некоторые считают, что это "мандрагора"; также, эта трава называется еще elsku-gras (любовь-трава), gradh-rot (корень "потенции"), hjona-gras (трава супругов) [Herba conjugalis] и vina-gras (трава друзей) 

hamor-secg (а-с.) "осока-молот" - осока 

hamor-wyrt (а-с.) "трава-молот" - черемица 

ham-wyrt (а-с.) "домашняя трава" - постенница; house-leek [Sempervivum tectorum] 

hwatend (а-с.) "прорицающий" (растение для пророчеств) - Иллирийский ирис [Iris Illyrica]. Сравни славянское Перуника "ирис, касатик". 

loka-sjodhr (исл.) "кошель Локи" - целозия гребенчатая (петушиный гребешок) или yellow rattle - желтая трещетка [Rhinantus crista galli] 

loka-sjodhs-brodhir (исл.) "брат кошеля Локи" [Bartsia alpina] -лютик

Lokkes havre (норв.) "овес Локи" - [Polytrichum comm.] Вредное растение для домашнего скота.-белена 

Siur-guld (Syr-gull?) (норв.) "золото Сюр (т.е. Фрейи)" [Anthemis?] -ромашка

Surtar-epli (исл.) "яблоко огненного великана Сурта" - стручок или семенная коробочка хвоща [Equisetum spp.] 

Thor-hat (норв.) "Торова шляпа" - то же что и Tyri-hjalm 

Thor-hjalm (Thoralm) (норв.) "Шлем Тора" - см. Tyri-hjalm 

thunor-claefre (а-с.) "Торов клевер (трилистник)"? - дубровка [Angareptans] 

thunor-wyrt (а-с.) "Торова трава"? - мох; house-leek [Sempervivum tectorum, barba Jovis] 

thursa-skegg (исл.) "борода чудовищного турса" морская водоросль [fucus corneus] 

ti(r)s fjola (исл.) "фиалка Тюра" - фиалка [Viola canina или viola Martis] 

trolla-groes (исл.) "трава троллей" - олений мох, ягель [Cladonia rangiferina] 

trolla-sura (исл.) "щавель троллей" - ревень 

trolla-urt (исл.) "растение троллей" - louse-wort [Rhinanthus pedicularis] 

Tyri-hjalm (норв.) "Шлем Тюра" - аконит, борец [Aconitum gen.] 

Velands urt "Растение диво-кузнеца Волунда" - валериана [Valeriana officinalis]

wiht-maeres-wyrt (witmaeres wyrt, Vihtmereswyrt) (а-с.) "Растение лесного духа" или "растение Вихтмайера" - heauen hindele brittanica "spoonwort" 

(по материалам Л.Кораблева)
Вернуться к началу Перейти вниз
https://magic-portal.forum2x2.ru
Марго
Ведьма
Марго


Сообщения : 38254
Дата регистрации : 2013-05-31
Откуда : Из леса, где много диких партизан..

"Деревья, тролли и дверги в мхах и лишайниках" Empty
СообщениеТема: Re: "Деревья, тролли и дверги в мхах и лишайниках"   "Деревья, тролли и дверги в мхах и лишайниках" EmptyСр Дек 18 2013, 23:18

"Тролли и дверги в мхах и лишайниках"

Следы двергов: Золотой шип двергов / Dverggullnål (Chaenotheca brachypoda), Медь двергов / Dvergmessinglav (Xanthoria fulva), Щит двергов / Dvergskjold (Peltula euploca), Водоросли двергов / Dvergtanglav (Lichina confinis).

Следы троллей: Лишайник троллей / Trollav (Tholurna dissimilis), Черный кубок троллей / Trollsotbeger (Cyphelium karelicum), Короткая борода тролля / Kort trollskjegg (Bryoria bicolor), Длинная борода тролля / Langt trollskjegg (Bryoria tenuis), Остроконечная борода тролля / Piggtrollskjegg (Bryoria smithii).

Следы хюльдр: Кулак хульдры / Huldrenever (Peltigera retifoveata), Невод хюльдры / Huldrestry (Usnea longissima), Шип хюльдры / Huldrenål (Chaenotheca cinerea).

И неожиданное название для лишайника: Борода Улля / Ullskjegg (Bryoria intricans).

Двергов лишайники и мхи связывают с драгоценнымии металлами, уколами двергов, аналогично уколам альвов и шипам сна средневековой исландской традиции (также в «Речах Сигдрифы» мы узнаём, что Один погружает в сон уколом шипа валькирию Сигдрифу), оружием и... водорослями. Возможно, последняя параллель отражена в исходе двергов в низины Нидавеллир, описанном в «Прорицании вёльвы». Мотив укола связан и с хюльдрами, хозяевами леса, родственными востославянским лешим. Временами хюльдра стремится «поймать» путника в сети своего леса, что типологически роднит название «Невод хюльдры» с сетями мифологического божества Ран, вылавливающей ими морских утопленников. Связи лишайников с троллями преимущественно ограничены мотивом бороды, короткой, длинной и остроконечной. Среди названий мхов и лишайников мне попалось и одно, выделяющееся из общей массы, - «Борода Улля». Улль, древнескандинавский бог, только эпизодически упоминается в мифологическом корпусе и не связан ни с одним из сохранившихся мифов. Возможно, «Борода Улля» - ещё одно свидетельство, помимо топонимических сведений, существования культа Улля, причём вовсе не в образе молодого бога-лучника, пасынка Тора, каким его знают сейчас, а в образе вполне взрослого бородатого мужчины-бога.

Среди легендарных растений безусловными лидерами являются два скандинавских растения: Friggjargras (трава Фригг) и Baldursbrá («ресница Бальдра»).

Friggjargras (трава Фригг). Произрастающее в Исландии растение – гренландская ночная фиалка – получила имя одной из самых известных богинь скандинавского пантеона. Фригг, супруга Одина и мать Бальдра, известна нам по общим источникам скандинавской мифологии: Старшей Эдде (Прорицание вёльвы, Речи Гримнира, Перебранка Локи, Речам Вафтруднира), Младшей Эдде (Видение Гюльви, Язык поэзии), Сагах об Инглингах и Вёльсунгах, а также по «Истории лангобардов» Павла Диакона и «Деяниям данов» Саксона Грамматика. В народной традиции травой Фригг исландцы называют гренландскую ночную фиалку (Platanthera hyperborea). И хотя до сих пор идут споры о том, какое именно растение является травой Фригг (например, отождествление травы Фригг с Galium verum (народное название – Gulmaðra) или отрицание её принадлежности к орхидным . 

Baldursbrá («ресница Бальдра»). «Есть растение, столь белоснежное, что равняют его с ресницами Бальдра, из всех растений оно самое белое», – говорит Высокий в «Видении Гюльви». Однако очарование текста не должно вводить нас в заблуждение, потому что эстетические представления исландцев тех времён отличаются от современных. «Ресницей Бальдра» в народной традиции оказывается разновидность ромашки – Matricaria maritima.

Вообще, «ресница Бальдра» совсем не оригинальна в народном лексиконе исландца. Помимо «ресницы Бальдра» в легендарной плеяде трав появляются «ресница Фрейи» – Freyjubrá (Leucanthemum vulgare; нивяник обыкновенный, он же ромашка луговая), и «ресница вёльвы» – Völvubrá (Tripleurospermum inodorum; Трехрёберник продырявленный). Помимо ресницы, в народной традиции, по свидетельству Гримма, есть растение, с которым отождествляются и волосы Фрейи – Freyjuhár. «Волосы Фрейи» (Адиантум венерин волос) выглядят гораздо более эстетичными с позиции современной эстетики.

Tyrihjelm («шлем Тюра/Тора»). Растение с названием Tyrihjelm или Torhjelm – «шлем Тюра» или «шлем Тора» отсылает к скандинавским мифологическим мужским персонажам: Тюру и Тору. «Шлем» обычно отождествляется с одним из аконитов: Aconitum napellus (аконит сборный, борец реповидный, прострел) или Aconitum lycoctonum (борец, волчий мор, волчий корень). Так или иначе «Шлем Тюра» использовали для борьбы с волками (сюжет о потери руки Тюра в пасти волка Фенрира) и добавляли в качестве яда в приманку для волков. В английской народной традиции упоминается также и «Борода Тора» (Sempervivum tectorum), молодило кровельное.

Lokasjóðr («деньги Локи»). Ещё одно растение, известное по имени персонажа древнеисландского мифологического корпуса, – это «деньги Локи» (исл. lokasjóðr; лат. Rhinanthus minor; рус. погремок малый). По свидетельству А.Олрика, исландским «деньгами Локи» соответствуют датские «кровавые деньги» (“Judas penge”), а на Шетландских островах “lokis läins” («линии Локи») обозначают непрочные водоросли. Таким образом, мифологическая атмосфера обмана и предательства, известная по «Перебранке Локи», воплощается и в названиях растений. Впрочем, и сами «деньги Локи» оказываются луговым и полевым сорняком, паразитирующим на озимой ржи и злаках в целом. 

Lifgras (трава жизни). «В дохристианской культуре северных германских народов вера в безграничное могущество трав аккумулировалась в образе легендарной lifgrös (lifgras) – травы жизни, которая, по преданию, способна, подобно мёртвой воде из русских сказок, сращивать разрубленные части тела, стоит только сложить их вместе и наложить на них эту волшебную траву». (Арнаутова, с. 253). Целебная трава («трава жизни») – жирянка обыкновенная (Pinguicula vulgaris), произрастающая в Мурманской области. Ей оказалось многолетнее травянистое растение 5-15 см высотой со светло-зелёными листьями в прикорневой розетке и яркими сине-фиолетовыми цветками, оснащёнными приспособлениями для привлечения, ловли и переваривания насекомых.

Springwurzel (разрыв-трава). Славянской разрыв-траве соответствует германский Springwurzel (букв. разрыв-корень). Согласно Плинию, мифическая разрыв-трава – это Euphorbia lathyris (молочай), волшебная трава, которая обладает силой открывать замки, рушить оковы и разбивать скалы. 

Svefn-þorn (Шип сна). У славянской сон-травы есть прямое скандинавское соответствие – шип сна (Svefn-þorn), которым Один усыпил ослушавшуюся валькирию Сигдрифу . Примечательно, что сну, наложенную шипом сна, соответствуют и другое свойство славянской сон-травы – его пророческий характер – предполагается, что валькирия во сне могла познать тайны рун, которым учила Сигурда. Память о шипе сна сохраняется и в позднее исландское средневековье, но уже в книжной традиции, где требуется рисовать шип сна, чтобы обеспечить покой и сон . Легендарную сон-траву пытаются распознать в простреле широколистном (Anemone patens) или простреле весеннем (Anemone vernalis) – оба из семейства лютиковых.

В целом, легендарных скандинавских растений получается не так уж и много (хотя, безусловно, это не полный список).

(Материал и перевод Илайдж(а))
Вернуться к началу Перейти вниз
https://magic-portal.forum2x2.ru
 
"Деревья, тролли и дверги в мхах и лишайниках"
Вернуться к началу 
Страница 1 из 1
 Похожие темы
-
» Аркан 55 «Тролли»
» Деревья лекари
» Деревья в магии
» Травы и деревья
» Деревья-талисманы по фэн-шуй

Права доступа к этому форуму:Вы не можете отвечать на сообщения
КОВЕН ВЕРХОВНЫХ ВЕДЬМ :: Руны :: Руны :: Магия рун-
Перейти: