Кто сейчас на форуме | Сейчас посетителей на форуме: 23, из них зарегистрированных: 0, скрытых: 0 и гостей: 23 Нет Больше всего посетителей ( 205) здесь было Пн Фев 12 2018, 13:24 |
| | Способ созыва верующих на богослужение (о колокольном звоне) | |
| | Автор | Сообщение |
---|
Марго Ведьма
Сообщения : 37727 Дата регистрации : 2013-05-31 Откуда : Из леса, где много диких партизан..
| Тема: Способ созыва верующих на богослужение (о колокольном звоне) Пн Июл 29 2019, 19:27 | |
| В Православной Церкви верующие созываются к богослужению посредством звона колокола. Колокола составляют одну из принадлежностей христианского храма. Колокольный звон в церквах имеет свой глубокий смысл и значение. Он - не предмет роскоши и эстетического удовольствия. Церковный звон не только оповещает о времени богослужения, но и подготавливает христиан к богослужению. Звон производит на душу христианина благодатное действие; такое мнение является общепризнанным в Православной Церкви. Звон в известном смысле есть уже самое богослужение, совершаемое звуками музыки. В ветхозаветной церкви иудеев созывали к богослужению посредством звуков серебряных труб; ветхозаветное богослужение, как известно, состояло преимущественно из музыки; и вот, как бы в воспоминание об этом, в знак неразрывной связи с ним новозаветного богослужения, более духовного и возвышенного, это последнее имеет свою священную музыку в колокольном звоне. Колокольный звон есть наиболее простой, строгий и безыскусный род музыки. Как и все церковные богослужения, церковный звон имеет свою историю. В первые века христианства, во времена гонений епископы созывали верующих к богослужению через специально посылаемых за ними лиц или же после каждого богослужения уславливались о месте и времени следующего богослужения. После прекращения гонений вошли в употребление различные способы созыва к богослужению. Например, в египетских монастырях братия созывались стуком в дверь кельи. Молоток для стука в дверь кельи (будильный молоток) - самое древнее орудие созыва к богослужению (IV-V вв.). Позднее христиане стали созываться звуками трубы или рога, звуками "тока", "клепала"; "била" и "клепала" были распространены почти повсеместно. Било представляет собой деревянную, железную или медную доску изогнутой или прямой формы; по этой доске ударяют молотком, сделанным из такого же материала, как и доска. Била различают: 1) по материалу: деревянные, железные; 2) по величине: "великое", "малое" (или "бильце") и самые большие (праздничные), называемые "тяжкая"; 3) по способу употребления: ручные и подвесные. Ручное било держат рукой или кладут на левое плечо серединою; подвесное вешают на цепи или веревке, продетой в середину била. В било ударяют молотком, в результате чего получается требуемый звук. Характерно, что если удар производится ближе или дальше от середины доски, получается звук разной высоты и образуется целая гамма тонов (особенно на металлическом биле), благодаря чему звон в било получает вполне музыкальный характер. Сообразно с характером каждого била и звону усвояется различное символическое, внутреннее значение. 1) Ударение в "малое" било ("бильце"), которое положено совершать перед малой вечерней, повечерием, полунощницей и часами, как малозвучное и глуховатое, означает голос древних пророков - как бы сень и прообраз будущих событий. 2) Ударение в "великое" било, которое положено совершать на праздничных утренях, дающее звонкий и далеко разносящийся по воздуху звук, знаменует апостольскую проповедь ("во всю землю изыдевещание их и в концы вселенныя глаголы их") - проповедь Евангелия; 3) ударение в "тяжкая" напоминает нам о будущем суде и знаменует ту апостольскую трубу, которая созовет всех на всеобщий суд. Колокола появились гораздо позже, чем "била" и "клепала". Впервые они стали входить в употребление как средство созыва христиан на богослужение на Западе, в одной из областей Италии Кампании. Вначале они были небольших размеров и делались из меди или листового железа. С развитием литейного дела колокола с VIII века стали лить из меди, иногда добавляя к ней серебро. На Востоке, в Греческой Церкви, колокола стали входить в употребление с IX века. На Руси колокола появились с принятием христианства. Они проникали сюда и из Византии, и с Запала. Об этом упоминает летопись с XI века (колокола - военная добыча завоевателей). В XIV веке летописи упоминают о колоколах на Руси - колокольнях Пскова и Новгорода и колокольных мастерах Москвы и Твери. Уставное церковное название колокола - "кампан", или "звон". "Звон" - от русского слова "звонить", а "кампан" - или от латинского слова campus - "поле" (место их литья; поле - место, где для путешествующих нет препятствий; так и высокий удар медного колокола разносится всюду), или - более вероятно - от римской провинции Кампания, где, как уже сказано, впервые появились колокола. Цель употребления колокольного звона: призывать верующих в храм на молитву и возвещать тем, кто не присутствует за богослужением, о времени отправления богослужений, о важных моментах богослужения, а также выражать торжество Церкви. Сообразно с такими целями и назначением звона соответственно свойству и времени богослужения существуют различные способы звона. В основном различаются два вида звона: благовест и собственно звон. Благовест - звон, при котором ударяют в один колокол или в несколько колоколов, но не во все вместе, а по очереди в каждый колокол. Благовест называется так потому, что сообщает добрую весть о начале в храме Божием богослужения, и о том, что милосердие Божие еще долго терпит над нами, что Господь с высоты небес внимает нашим молитвам. Да и сам призыв верующих в храм есть добрая, радостная весть для благочестивого и доброго сердца. "Возрадовался я, когда сказали мне: "пойдем в дом Господень" (Пс. 121, 1) - говорит пророк Давид. Так веселится и доброе сердце, слыша звон, призывающий в дом Господень. Звон в собственном смысле слова есть одновременное ударение в несколько колоколов. Благовест представлен следующими видами: а) благовест в собственном смысле слова - мерные, неторопливые удары в один колокол; б) перезвон - многократное последовательное ударение от большого колокола до малого в каждый из них; этот прием повторяется несколько раз; в) перебор - медленное однократное ударение в каждый колокол по порядку, с последующим одновременным ударом во все колокола. Звон, совершающийся в три приема, то есть троекратное повторение музыкального периода гармонического сочетания, называется трезвоном. Трезвон может быть: а) "трезвон во вся" (35 глава Типикона); б) "трезвон в двои", то есть в два колокола (часы Великой Пятницы). Изучив детально смысл и назначение церковного звона, мы можем убедиться в великом значении этого явления в церковный жизни. Христианин, услышав звон, невольно отрывает все мысли и помыслы от земли и уносит их в поднебесную высь, сердце его наполняется радостным, светлым чувством, как будто в него вливается небесная гармония, отголоски далекого рая. И до сих пор, услышав церковный благовест, русский человек набожно крестится и вспоминает о Боге. В этом заключается огромное духовное и нравственное значение церковного звона: он не дает засыпать совести и душе, постоянно напоминая ей о бытии Божием, о вечной правде, о великой христианской любви. Не напрасно колокола называются благовестниками: действительно, их звон наполняет душу радостью и надеждой. На одном из колоколов имеется надпись: "Благовествуй миру радость велию". Таким образом, церковный звон - глашатай Церкви, ее внешний голос, тогда как богослужение - голос внутренний. Христианин, услышав звон, обязан перекреститься со словами: "Господи, помилуй" (трижды) или: "Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе", или: "Помяни мя, Господи, во Царствии Твоем".
| |
| | | | Способ созыва верующих на богослужение (о колокольном звоне) | |
|
Похожие темы | |
|
| Права доступа к этому форуму: | Вы не можете отвечать на сообщения
| |
| |
| |